Россия начинает международную кампанию против метадоновой терапии
Россия начинает международную кампанию против заместительной метадоновой терапии. Об этом сообщает "Коммерсант". Инициатором кампании стал вице-спикер Госдумы единорос Сергей Железняк, являющийся также председателем наблюдательного совета Национального антинаркотического союза.
Сейчас Россия занимается подготовкой своей позиции к запланированной на начало 2016 года специальной сессии Генассамблеи ООН, которая будет посвящена проблеме наркотиков. 16 июня Железняк направил спецпредставителю гендиректора Всемирной организации здравоохранения в России Луиджи Мильорини письмо, касающееся правового регулирования заместительной терапии (ЗТ). Мильорини 6 июля ответил на вопросы единороса, добавив, что позиция ВОЗ относительно ЗТ не изменилась: "этот метод остается одним из самых эффективных методов лечения опиоидной зависимости".
Когда позиция по поводу метадоновой терапии будет выработана, рассказал "Коммерсанту" источник в Госдуме, Россия попытается создать международную коалицию против лечения наркомании замещением. "Планируется, что эта коалиция, в которую могут войти представители, к примеру, арабских стран и других государств, отвергающих ЗТ, выступит на заседании специальной сессии Генассамблеи по проблеме наркотиков, чтобы показать ВОЗ, что формировать политику по ЗТ нужно с учетом альтернативной позиции", - пояснил собеседник издания.
Он также напомнил, что Россия является страной - донором ВОЗ и потому Москву не устраивает, что всемирная организация диктует ей политику, которая предполагает "легализацию опасных наркотиков".
По данным Минздрава, взносы России в ВОЗ в 2012-2013 годах составляли 14 миллионов долларов, а в 2014-2015-м выросли до 22,6 миллиона, составив 2,4 процента общего объема финансирования организации. В ведомстве также заметили, что вырабатывают свою позицию к спецсессии Генассамблеи ООН по проблеме наркотиков, однако от каких-либо комментариев в этой связи отказались.
Между тем в Госнаркоконтроле выразили готовность принять участие в подготовке к спецсессии. "Наша позиция категорична: мы против легализации метадона, потому что замена этим наркотиком других наркотиков бессмысленна и даже вредна", - заявили силовики.
Анна Саранг, руководитель Фонда имени Андрея Рылькова, занимающегося реабилитацией наркоманов, так прокомментировала инициативу депутатов: "Завтра господин Железняк решит, что диабет не надо инсулином лечить, а сердечные заболевания вообще лечить не стоит, - и что тогда ВОЗ делать?" Создать международную коалицию против ЗТ России не удастся, добавила общественница. "Коалиция, - пояснила она, - возможна только с теми странами, где научные исследования в области наркозависимости находятся на уровне России и где не проводятся программы ЗТ. В нашем регионе (страны бывшего СССР. - Ред.) это Узбекистан и Туркмения".
В январе спецпосланник ООН по вопросам ВИЧ и СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии Мишель Казачкин сообщил, что в Крыму за неполный год, прошедший после аннексии, из-за отмены метадоновой терапии умерли от 80 до 100 из 805 ее зарегистрированных участников. Российские чиновники, заметил Казачкин, заявляют о вреде или бессмысленности ЗТ, ссылаясь на результаты конференции, прошедшей в СССР в 1977 году. Таким образом, заключил он, сложилась "удивительная ситуация, когда политики и правоохранительные органы отвергают научные доказательства и рекомендации ООН".
Метадоновая терапия практикуется более чем в 100 странах мира, в том числе США и государствах Западной Европы, для декриминализации и социализации наркоманов. На Украине такая терапия тоже проводится легально. Между тем в России любое применение метадона запрещено, поэтому после аннексии Крыма программа заместительной терапии живущих в регионе наркоманов была прекращена.
В июле 2014 года глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов заявил, будто за три года, предшествовавших аннексии, в Крыму умерли до 200 наркоманов, участвовавших в программе метадоновой терапии. Это ниже, чем показатель, названный Казачкиным.