Прокуратура отрабатывает несколько версий убийства Трофимова
Дело по факту убийства бывшего главы УФСБ по Москве и Московской области генерала-полковника в отставке Анатолия Трофимова передано в столичную прокуратуру. Об этом сообщил РИА "Новости" представитель пресс-службы прокуратуры города.
"В настоящее время уголовное дело переквалифицировано на статью "убийство двух лиц", так как получившая ранение в ходе нападения убийцы 28-летняя гражданская жена Трофимова Татьяна Копытцина скончалась в больнице", - сообщил источник. По его словам, в настоящее время расследование дела передано в Управление по расследованию бандитизма и убийств городской прокуратуры.
Представитель столичной прокуратуры также заявил, что это решение было принято "в связи со сложностью расследуемого дела, а также большим общественным резонансом", передает Regnum.
Оперативно-следственная группа разрабатывает три основные версии мотивов убийства. Первая связана с коммерческой деятельностью генерала после увольнения из органов. Первоначально сообщалось, что генерал занимался охранным бизнесом. Однако позже выснилось, что в охранном предпритяии работал сын Трофимова, а сам он занимал должность замдиректора компании "Фининвест".
Кроме того, следствие отрабатывает версию, связанную с деятельностью Трофимова в спецслужбах. Трофимов в советское время занимал должность заместителя начальника следственного управления КГБ СССР. Через него проходили все дела диссидентов - от Сергея Ковалева и Глеба Якунина до Алексея Смирнова и Юрия Орлова. Позже генерал руководил борьбой с контрабандой и коррупцией. Он занимался Елисеевским магазином, знаменитым "хлопковым делом", криминалом в магазинах "Океан", скандальным делом Виктора Орехова - капитана КГБ, который по службе следил за диссидентами, а втайне помогал им, консультировал, предупреждал об арестах, сообщает "Российская газета".
В постсоветской России Трофимов руководил столичным ФСБ до 1996 года и был уволен со службы указом президента Бориса Ельцина. Тогда же были лишены должностей директор ФСБ России Михаил Барсуков, начальник службы безопасности президента Александр Коржаков и вице-премьер Олег Сосковец. В октябре 1993 года Трофимов арестовал Руслана Хазбулатова и Александра Руцкого.
Анатолий Трофимов также расследовал знаменитый скандал с "коробкой из-под ксерокса", который разгорелся летом 1996 года. В 1997 году был отправлен в отставку с мотивировкой "за грубые нарушения и упущения в служебной деятельности".
Кроме того, в прокуратуре рассматривают еще одну версию - убийство на бытовой почве, отмечает издание.
Неизвестный расстрелял Трофимова в 19.40 в воскресенье на Клязьминской улице в Москве, возле своего подъезда в доме номер 11. Вместе с генералом была его жена и 4-летняя дочь. Девочка не пострадала.
Убийца скрылся. Милицейские планы "Перехват" и "Вулкан-5" ничего не дали. Следственной группой был составлен фоторобот человека, стрелявшего в генерала и его жену. Сообщается, что убийца - высокий человек нормального телосложения в белой короткой куртке.
Комментарий
Не каждый осмелится поднять руку на генерал-полковника ФСБ, даже и отставного. Чекистов в таких погонах у нас на улицах не отстреливали даже в беспредельную эру "первоначального накопления". Что уж говорить про нынешнюю эпоху тотальной чекизации страны, когда даже мысль о таком кощунстве может прийти в голову разве что старшего по званию - четырехзвездного генерала того же, разумеется, ведомства. Поскольку ни один, даже и самый крутой отморозок - конкурент по бизнесу не стал бы связываться с человеком, по следу которого пустят как минимум все столичное управление ФСБ.
Так что, похоже, ликвидация вряд ли имеет отношение к бизнесу - скорее уж к прошлой профессиональной деятельности. Однако навряд ли к той, когда Трофимов сажал диссидентов. Более вероятно, что нити тянутся к тем временам, когда генерал-полковник стоял во главе столичного УФСБ. И, видимо, в силу своего служебного положения, рода деятельности и связей получил доступ к информации, которая в конечном счете оказалась смертельной. О конкретике, разумеется, пока можно лишь гадать. Но имя Трофимова порой всплывало при весьма интересных обстоятельствах.
Так, подполковник Александр Литвиненко в своей книге "ЛПГ - Лубянская Преступная Группировка" упоминает, как в июле 1998 года Трофимов посочувствовал ему: проигрышное, мол, парень дело, бодаться с начальством - "ты что, газет не читаешь? Вот, - говорит, - убили генерала Рохлина. Кто ж их теперь тронет?" Но ведь на тот момент генерал Трофимов уже более года как находился в отставке! Значит, он все еще оставался вхож в высокие кабинеты Лубянки, обладая доступом к определенной информации? Хотя бы еще и потому, что, разумеется, не сдал преемникам свою личную агентуру, продолжая пользоваться ее услугами - как это обычно и делает любой матерый опер.
Все это вместе взятое может означать: бывших чекистов не бывает - генерал явно был в курсе весьма щекотливых закулисных событий в Москве и после своей отставки. Хотя бы и таких, например, как взрывы домов в Москве осенью 1999 года: просто не мог бывший начальник столичного управления не поинтересоваться у своих источников насчет столь шумного дела, не попросить их "пошуршать" на предмет информации. А сейчас, видимо, пришло время обрезания концов. Даже и на таком уровне - "проблема-2008" не за горами, к чему лишние языки...
Все это, разумеется, лишь предположения. Несомненно одно: отдать команду на устранение такой величины мог лишь тот, чье положение в лубянской иерархии достаточно весомо. Или есть иные варианты?
Владимир Воронов
Справка
Анатолий Трофимов
Родился в 1940 году в Московской области. В 1966 году окончил 1-й факультет Высшей школы КГБ им. Дзержинского (правовед). Служил следователем особого отдела Туркестанского военного округа, старшим следователем по особо важным делам в Среднеазиатском военном округе. С 1971 года на различных должностях в управлении КГБ по Москве и Московской области - от старшего следователя до заместителя начальника Московского управления.
Работая в 5-м управлении, вел дела многих известных правозащитников, в том числе Сергея Ковалева, Виктора Орехова (сотрудника КГБ, тайно помогавшего диссидентам), Кронида Любарского, Сергея Григорьянца. С января 1992 года - начальник Управления по борьбе с контрабандой и коррупцией Министерства безопасности России.
С мая по август 1994 года - замначальника Академии Федеральной службы контрразведки, руководил курсами повышения квалификации руководящего состава.
19 января 1995 года указом президента назначен заместителем директора Федеральной службы контрразведки, начальником Управления ФСК по Москве и Московской области. Дружил с бывшим начальником Службы безопасности президента Александром Коржаковым.
Был уволен 20 февраля 1997 года, спустя два дня после того, как за торговлю кокаином были задержаны двое его подчиненных. Скандал попал в газеты. Проверяющие ставили Трофимову в вину, что его управление активно сотрудничало с КБ "Супримэкс-банк" и "Возрождение". Как отмечается в указе президента, "А. Трофимов снят за грубые нарушения, вскрытые проверкой Счетной палаты РФ, и упущения, допущенные в служебной деятельности".
Курировал громкие дела, такие как дела Янчева и Ильюшенко, Лисовского, Евстафьева и Догаева. Участвовал в аресте Руцкого и Хасбулатова. Расследовал такие дела, как "овощное", "хлопковое", "дело Елисеевского магазина", "дело фирмы "Океан", "дело Орехова".
В середине 90-х возражал против прекращения уголовного дела в отношении Валерии Новодворской, обвинявшейся в сотрудничестве с чеченскими сепаратистами.
Грани.Ру, Агентура.Ру, "Права человека в России"
Дословно
Александр Литвиненко
В сегодняшней России никакой коммерсант ни при каких обстоятельствах не поднимет руку на генерала ФСБ.
"Эхо Москвы", 11.04.2005
Геннадий Гудков
Анатолий Трофимов принимал участие в деятельности и создании ряда крупных коммерческих компаний, и я не исключаю, что он мог стать жертвой корпоративной войны. Он был влиятельным человеком.
Страна.Ру, 11.04.2005
Евгений Савостьянов
Человек всегда знает, кто его мог "заказать". Возможно, он высказывал эти опасения близким людям. На 85-90% это связано с современными делами Трофимова, с тем родом деятельности, которым он занимался.
Интерфакс, 11.04.2005