Рассмотрение жалобы пострадавших на Дубровке отложено
Замоскворецкий суд Москвы отложил до 15 июля рассмотрение жалобы пострадавших в результате теракта на Дубровке на отказ Московской прокуратуры возбудить ряд уголовных дел по факту гибели людей. Как сообщил Граням.Ру во вторник один из участников процесса, перенос связан с тем, что прокуратура Москвы не предоставила постановления об отказе в возбуждении дел.
Суд намерен вновь направить в прокуратуру запрос о предоставлении данных постановлений. Павел Финогенов, брат погибшего в ходе спецоперации Игоря Финогенова, просил Замоскворецкий суд признать незаконным и необоснованным отказ прокуратуры в возбуждении уголовного дела по фактам незаконного использования наркотических средств сотрудниками правоохранительных органов при проведении спецоперации, кражи имущества погибшего Игоря Финогенова, а также халатности должностных лиц, проводящих расследование в связи с захватом заложников.
Жалоба была рассмотрена Замоскворецким судом 25 марта. Потерпевшим не только отказывают в возбуждении уголовного дела, но и запрещают ознакомиться с самим текстом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на его секретность.
Справка
10 вопросов президенту В.Путину
Мы не можем добиться правды и ответов на наши вопросы у официальных органов. Расследование захвата театрального Центра на Дубровке окутано пеленой вранья и фальсификаций. Никто не несет ответственности за то, что произошло, за то, что погибли невинные люди, за то, что людей можно было спасти.
"НОРД-ОСТ" - это не просто страшная трагедия.
"НОРД-ОСТ" - это 67 детей, ставших сиротами, лишившихся своих отцов и матерей.
"НОРД-ОСТ" - это 130 семей, потерявших своих родных, близких, детей и не имеющих теперь права на простое человеческое счастье.
"НОРД-ОСТ" - это сотни спасенных людей, обивающих пороги больниц, перенесших психологический стресс, приобретших целый ряд серьезных заболеваний или ставших пожизненными инвалидами.
"НОРД-ОСТ" - это дети-зрители и дети-артисты мюзикла, которые были заняты в спектакле.
Это дети, которые были захвачены в заложники чеченскими террористами и трое суток находились в этом аду плена.
Это дети, у которых "НОРД-ОСТ" отнял улыбку и в одночасье увел из детства, превратив их всех сразу во взрослых.
И самое страшное то, что "НОРД-ОСТ" ничему не научил наше правительство, которое не сделало никаких выводов для себя, не извлекло никаких уроков, и что уже со дня страшной
даты октября 2002 года по настоящее время в Москве вновь прогремели новые взрывы на Тверской, на стадионе в Тушине и у гостиницы "Националь".
Вот почему сегодня мы здесь. Вот почему мы сегодня попросили Вас всех собраться в этом пресс-центре, чтобы через СМИ мы смогли задать президенту Владимиру Путину 10 вопросов, потому что он, как президент и гарант конституционных прав граждан, в том числе и
права на жизнь, несет ответственность за их соблюдение.
1. Правда ли, что прокуратура намерена закрыть следствие, так и не ответив ни на один вопрос, и будут ли материалы уголовного дела списаны в архив, не попав в судебные инстанции?
2. Правда ли, что "Альфе" была дана команда уничтожить всех террористов, не оставляя ни одного, чтобы они не смогли дать показания и не было живых обвиняемых в суде?
3. Действительно ли вы считаете, что "газ был безвредным", хотя применение данного препарата влечет, согласно фармакологическому заключению специалистов, нарушение работы печени, почек, легких, а также токсический гепатит и с большой вероятностью вызывает летальный исход, если немедленно не ввести противоядие?
4. Правда ли, что в Театральном центре было меньшее число людей, которое в последнее время вдруг сильно увеличилось, чтобы процент летального исхода выглядел не таким
ужасным и огромным и чтобы операцию по спасению заложником можно было по-прежнему называть "блестяще проведенной операцией"?
5. Правда ли, что позиция, которую занимает сейчас доктор Рошаль, является следствием того, что ему дали государственную награду и выделили деньги на строительство его центра?
6. Правда ли, что в захвате здания участвовал действующий сотрудник ФСБ Х.Теркибаев, который осенью 2003 года являлся представителем чеченской делегации в Страсбурге, а
потом, сразу же после появления его имени в прессе, погиб в автомобильной катастрофе?
7. Действительно ли вы считаете нормальным, что детей, бывших заложниками, сейчас призывают в армию, что оставшиеся в живых серьезно больные люди еле сводят концы с
концами, а вы и представители вашей бюрократии награждаете друг друга орденами и медалями?
8. Действительно ли была дана команда прятать огнестрельные ранения у заложников, полученные ими во время штурма?
9. Правда ли, что была дана команда о фальсификации экспертиз трупов заложников?
10. Правда ли, что вы покрываете безответственное поведение чиновников и служб, не давая следствию назвать и наказать виновных?
Мы задаем эти вопросы В.Путину еще и потому, что один раз мы услышали его ответ: "Эти люди погибли не в результате газа, потому что газ был безвредным. И он не мог причинить
какого-либо вреда людям. ни один из заложников не пострадал. Антидота было достаточно, и он был введен всем, кто в нем нуждался".
Поэтому мы подаем исковое заявление с требованием признать сведения, содержащиеся в
выступлении гражданина В.Путина перед западными журналистами 29 сентября 2003 года и
позднее опубликованные в журнале "Коммерсантъ-Власть", газете Washington Post, интернет-издании NEWSRU.com не соответствующими действительности (ложными).
Мы требуем обязать перечисленные СМИ и В.Путина опубликовать ответ истцам с опровержением не соответствующих действительности ложных сведений в соответствии с п. 3 ст. 152 Гражданского кодекса РФ, ст. 46 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Мы требуем обязать ответчиков компенсировать моральный вред (физические и нравственные страдания), причиненные истцам распространением данных ложных сведений об
обстоятельствах гибели их родственников в соответствии со ст.ст. 151, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После возбуждения соответствующим судом общей юрисдикции данного гражданского дела в ходе судебного разбирательства мы заявляем ходатайство о вынесении судом частного
определения о направлении в прокуратуру материалов, содержащих информацию о признаках преступления, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с ч. 3 ст. 226 Гражданского кодекса РФ в
отношении гражданина В.Путина по статьям "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей" (ст. 237 УК РФ) и "Халатность" (ст. 293 УК РФ).
Координационный Совет
по поручению членов РОО "НОРД-ОСТ"
22.01.2004
Справка
Открытое письмо Леониду Рошалю
Уважаемый доктор Рошаль!
Ваше вчерашнее заявление "очевидца" о том, что террористы на Дубровке спровоцировали штурм театра с применением смертоносного газа по своей бессовестности встает в один ряд с заявлением президента Путина о том, что "газ был безвредным".
Вы в принципе не можете знать, что происходило в зале перед штурмом, ведь Вас там не было. А нам не нужно рассказывать о том, что произошло, потому что некоторые из нас там были.
Факты заключаются в том, что штурм здания начался без какой бы то ни было провокации со стороны боевиков, они не начинали и не угрожали расстреливать заложников, они не привели в действие взрывные устроиства после начала штурма, хотя вполне могли это сделать, а примененная доза фентанила в таких условиях допускает до 20% смертельных исходов. Об этом есть обширная медицинская литература и уж Вы-то как врач прекрасно это знаете.
Зачем же Вы включились в кампанию дезинформации, которую ведет власть вокруг событий на Дубровке? Как Вам не стыдно!
Повторяем: решение применить газ было принято когда террористы были готовы к переговорам об освобождении заложников, исключительно с целью предотвратить развитие ситуации по "Буденновскому сценарию". Президент Путин, который отдал приказ зная, что взрыва не будет, делит ответственность за гибель наших близких с Шамилем Басаевым, отправившим боевиков в Москву.
Мы благодарны кандидатам Хакамаде, Харитонову и Рыбкину за обещание расследовать события на Дубровке. Мы призываем избирателей поддержать их на выборах. Тем же из наших сограждан, которые "с пониманием" относятся к решению президента пожертвовать людьми, чтобы сохранить лицо, мы рекомендуем представить себя и своих детей в зале "Норд-Оста" или в отсеке подлодки "Курск" и задуматься над тем, зачем им нужна власть, и зачем они нужны ей.
От имени Координационного Совета РОО "Норд-Ост"
Татьяна Карпова
Москва, 15 января 2003 г.
Дословно
Каринна Москаленко
Это беспрецедентный случай. Мосгорсуд, в котором мы обжаловали предыдущее решение Замоскворецкого суда, признал неправомерность отказа Замоскворецкого суда в удовлетворении жалоб троих родственников погибших заложников "Норд-Оста" на действия столичной прокуратуры. Предметом нашей жалобы явились незаконные действия и бездействие органов прокуратуры, направленные на сокрытие фактов преступных действий высших должностных лиц государства и их пособников. В том числе и сокрытие особо опасных преступлений, выразившихся в необоснованном организованном убийстве около 150 человек (заложников и лиц, их захвативших) и причинении вреда здоровью более 800 заложников. И, возможно, сокрытие организации с политическими целями самого теракта, что подтверждается поспешным уничтожением спецслужбами всех лиц, проводивших захват заложников на Дубровке. На сокрытие фактов мародерства, совершенного сотрудниками правоохранительных органов в отношении имущества отравленных заложников. Узко понимая статью 125 УАК, в прошлый раз Замоскворецкий суд сказал, что в рамках этой статьи не может указать прокуратуре на неправомерность ее действий. Мосгорсуд решил иначе, вернул дело обратно в суд первой инстанции и вот теперь судья опять говорит ровно то же самое. Она говорит, что максимум, что она может сделать, это попросить ознакомить потерпевших с постановлением об отказе. Это конечно хорошо, но во-первых, нет никаких гарантий того, что прокуратура в ознакомлении с постановлением в очередной раз не откажет, а во-вторых, судья опять не хочет давать правовую оценку действиям прокуратуры.
Грани.Ру, 29.06.2004
Евгений Ихлов
Все началось с того, что прокуратура, отказавшись возбудить уголовные дела в отношении высшего медицинского руководства и сотрудников спецслужб, издала постановление, в которых признавала их действия законными. При этом суду были представлены лишь первая и последняя страница постановления, состоявшего из 61 страницы.
Главным достижением является сам факт, что суд признал право пострадавших увидеть постановление прокуратуры, признававшее законными убийство заложников запрещенным к обороту наркотическим газом, а также убийство спящих людей – по сути уже пленных. Мы не требуем доступа к государственной тайне, каковой являются, например, подробности планирования операции, не требуем назвать имена врачей, вытаскивавших отравленных заложников. Нам важно знать, был ли дан приказ не брать террористов живыми или же спящих пристреливали спецназовцы по "собственной инициативе". И нам важно знать, кто дал приказ использовать наркотический газ, почему прокуратура оправдывает его применение, в то время как укол кетамина кошке считается преступлением и преследуется соответствующими органами.
Важно то, что представителям прокуратуры придется рассказать на суде, глядя в глаза бывшим заложникам, почему они считают все совершенное спецслужбами и высшим медицинским руководством, не проинформировавшим врачей о способах спасения людей, законным.
Независимо от решения суда государство оказалось в своего рода юридической вилке. Если Мосгорсуд решит, что доводы прокуратуры достаточно вески и сочтет использование газа и убийство пленных законным, тогда уже откроется прямой путь в Страсбург. А признание действий спецслужб преступными европейским судом будет посильнее решения по делу Гусинского.
Грани.Ру, 18.06.2004