Президент Путин упразднил ФАПСИ и налоговую полицию, а руководство ФПС возложил на замдиректора ФСБ
Президент России Владимир Путин упразднил Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП), Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и Федеральную погранслужбу (ФПС). Как сообщает РИА "Новости", соответствующие указы были подписаны во вторник. Указы потребуют "внесения изменений в законодательные акты", пояснил президент и сообщил, что соответствующие проекты сегодня будут внесены в Госдуму.
Бывший директор ФАПСИ Владимир Матюхин возглавит новый комитет при Минобороны России - Госкомитет по государственному оборонному заказу. Бывший глава ФСНП Михаил Фрадков назначен полномочным представителем России при ЕС в ранге министра.
Директор Федеральной пограничной службы Константин Тоцкий назначен представителем России при НАТО. Руководство ФПС возложено на замдиректора ФСБ Владимира Проничева.
Как пояснил сам президент, все эти перестановки делаются с целью повысить эффективность работы силовых ведомств. Анализ ситуации в сфере деятельности органов силового блока в стране показывает, что наряду с противодействием преступлениям против личности важнейшей задачей государства в этой области является борьба с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, а также с терроризмом, заявил Путин. "В этой связи принято следующее решение - создать самостоятельный федеральный орган - Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ", - сообщил глава государства. Его возглавит полпред президента РФ в Северо-Западном округ генерал Виктор Черкесов. Кроме того, упраздняется ФСНП, а ее материально-техническая база и штатная численность передается в создаваемый Госкомитет. Функции же по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений передаются в МВД России, сказал президент.
Федеральная пограничная служба России передается в ведение ФСБ, Федеральное агентство правительственной связи и информации упраздняется, а его функции распределяются между ФСБ и Министерством обороны, сообщил Путин. При Министерстве обороны образуется Государственный комитет по государственному оборонному заказу. На него возложена функция единого госзаказчика "по обычным вооружениям".
"Мы об этом много говорили и на правительстве, и на Совете безопасности, решение взвешенное и поддерживается всеми силовыми ведомствами", - сказал президент.
Комментарий
Перетасовка, на первый взгляд, головоломная. Но ФСБ от этих кадровых решений Путина явно выигрывает. К престолонаследнице КГБ СССР вновь возвращаются пограничники (самостоятельной ФПС стала в 1994 году). Наверняка в виде какого-нибудь управления или нескольких управлений вынырнет в ФСБ и упраздненное ФАПСИ. До 1991 года спецсвязью занимался исключительно "комитет" - управление правительственной связи, 8-е главное управление КГБ (шифры и защита каналов информации), 16-е управление (электронные системы слежения). Но радиоразведка в военных целях, конечно, осядет в стенах ГРУ.
Упразднение налоговой полиции представляется наиболее радикальной мерой - эту структуру, похоже, просто распыляют: имущество и штатная численность передаются свежеиспеченному Госкомитету по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (почему-то "по контролю", а не "по борьбе"), а функции - МВД. Видать, эта налоговая опричнина присягнула на верность не тому, кому надо. Теперь кнут и пряник для российского бизнеса передан в руки преданного Грызлова.
Что касается гособоронзаказа, то здесь очевидная попытка сосредоточить "оборонные" рубли в одних руках. Генерал-полковник Алексей Московский, заминистра обороны по вооружениям, надо полагать, не оправдал возложенного на него доверия. Вторым "не оправдавшим" оказался глава Минпромнауки техно Илья Клебанов. У него, точнее, от его детища - Агентства по вооружениям, - контроль за гособоронзаказом также отбирают. Третьим можно считать министра экономического развития и торговли Германа Грефа, чье ведомство активно занималось распределением бюджетных средств в структурах российского оборонно-промышленного комплекса. Правда, Греф делит деньги еще на этапе разработки в правительстве проекта федерального бюджета, а бывший связист Владимир Матюхин будет иметь доступ лишь к уже утвержденной оборонному бюджету. Если, конечно, президент не наделит его новыми полномочиями. Что вполне возможно, поскольку, как стало известно Граням.Ру, сидеть Матюхин будет не в Минобороны, а в Белом доме, неподалеку от премьера.
Интересно вот что: все эти нововведения (кроме создания комитета по гособоронзаказу) Владимир Путин осуществлять не имел права: и ФПС, и ФАПСИ, и ФСНП - органы федеральной власти, утвержденные федеральным конституционным законом "О правительстве Российской Федерации". На это обстоятельство Граням.Ру указал руководитель одного из комитетов Госдумы, пожелавший высказаться анонимно. В рамках своих полномочий президент мог бы создать новое ведомство - например, министерство госбезопасности, куда и слил бы ФСБ и ФАПСИ. А в нынешнем варианте Путин, по мнению парламентария, явно нарушает закон. Однако депутат уверен, что со стороны Думы эта инициатива Путина сопротивления не встретит.
Справка
Текст выступления Владимира Путина на совещании с членами правительства
Добрый день, уважаемые коллеги!
В начале нашей встречи хочу проинформировать вас о решениях, принятых в сфере деятельности органов "силового блока". Анализ ситуации в этой сфере в стране показывает, что наряду с борьбой с преступлениями против личности, важнейшей задачей государства в этой области является борьба с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, а также борьба с терроризмом. Вместе с тем, мы не можем с вами утверждать и считать, что органы власти в этой очень важной сфере действуют достаточно эффективно и согласованно.
В этой связи принято следующие решения: создать самостоятельный федеральный орган - Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.
Упразднить федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации с передачей ее материально-технической базы и штатной численности во вновь создаваемый орган по борьбе с наркотиками и психотропными веществами. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений - передать в МВД России.
Передать Пограничную службу Российской Федерации в ведение ФСБ Российской Федерации.
Упразднить Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и распределить его функции между ФСБ и Минобороны России.
Образовать при Министерстве обороны Российской Федерации Государственный комитет России по государственному оборонному заказу, возложив на него функции единого заказчика по обычным вооружениям. Мы об этом много раз говорили и на Правительстве, и на Совете Безопасности. Решение взвешенное, и поддерживается всеми силовыми ведомствами.
Сегодня я подписал соответствующие указы, но перечисленные меры потребуют внесения изменений в законодательные акты. Соответствующие проекты сегодня будут внесены в Государственную Думу.
Утром я встречался с Председателем Государственной Думы и проинформировал его об этом.
Одновременно вношу в Государственную Думу пакет поправок по либерализации уголовного законодательства. Хочу пояснить, о чем идет речь. Речь идет фактически о предложении смягчить наказания за малозначительные правонарушения.
Теперь о некоторых кадровых решениях.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе Виктор Васильевич Черкесов назначается Председателем Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, с освобождением его от должности Полномочного представителя.
Полпредом Президента в Северо-Западном федеральном округе назначается Валентина Ивановна Матвиенко, которая освобождается от должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Говорю об этом со смешанным чувством и думаю, что руководство Правительства разделяет его. Мы только что разговаривали с Председателем Правительства. Ему тоже жаль терять Валентину Ивановну. Думаю, что выражу общее мнение: Валентина Ивановна была одним из наиболее эффективных членов кабинета и наиболее уважаемым человеком в Правительстве.
Фрадков Михаил Ефимович назначается на должность Полномочного представителя Российской Федерации при Европейском сообществе в ранге министра.
Тоцкий Константин Васильевич назначается Постоянным представителем Российской Федерации при Организации Североатлантического договора (НАТО).
Руководство Федеральной пограничной службы России возлагается на Первого заместителя директора ФСБ России Проничева Владимира Егоровича.
Матюхин Владимир Георгиевич - директор ФАПСИ - назначается Председателем государственного комитета Российской Федерации по государственному оборонному заказу в ранге первого заместителя Министра обороны России.
Официальный сайт президента, 11.03.2003
Дословно
Борис Березовский
Фактически мы имеем дело с процессом создания жесткой вертикали власти. Другое дело, что сегодня речь идет об укреплении именно ФСБ. Иначе и не могло быть, поскольку вертикаль власти в любой авторитарной стране держится на спецслужбах. Для того чтобы это понять, надо рассматривать предельные случаи. Предельным случаем можно считать систему, созданную Сталиным или Гитлером. Понятно, что - так или иначе - все будет пронизано спецслужбами. Иными словами, в рамках таких систем власть может полагаться только на сыск и репрессии.
Данный шаг очень логичен в рамках конструкции, которую выстраивает наш президент. Он считает, что только через централизацию власти можно обеспечить эффективное функционирование государства. Здесь очень важно не занимать двойственную позицию. Государство должно быть или до конца авторитарным, или до конца либеральным. Все промежуточные варианты губительны для страны. Мое несогласие с президентом Путиным заключается в несогласии с его шагами в сторону воссоздания авторитарного государства, по его мнению, эффективного. По моему мнению – тоже эффективного, но в прошедшем времени. Теперь появилось другое общественно-политическое устройство, более эффективное, чем авторитарное. Это демократия. Путин принципиально уверен, что централизованное государство может быть эффективней, чем власть в основном переданная на места, в регионы. Именно так и рассуждал Иосиф Виссарионович. Более того, на каком-то этапе эта система была достаточно эффективна. С точки зрения государства, но не с точки зрения отдельных граждан. Был создан глобальный военный монстр. Люди страдали, но создавалась иллюзия, что "броня крепка и танки наши быстры". Насколько это соответствует действительности, стало ясно в конце 80-х, когда все начало разваливаться. Сейчас же развал происходит практически одновременно с воссозданием вертикали власти. Теперь уже дело в сравнении. Путин считает, что децентрализация может привести к развалу страны. Напротив, в современном мире к этому приводит централизация власти. Яркий тому пример – Советский Союз. Попытки Путина централизовать власть приводят к развалу Российской Федерации. Признаки этого распада налицо. Самый главный из них – Чечня, где ни военные, ни спецслужбы ничего не могут поделать. Референдум, который сегодня стремятся провести в Чечне, не решит проблемы. Абсолютно ясно, что это не выбор народа.
Принятые сегодня решения я считаю абсолютно последовательными с позиции оценки действий власти и абсолютно разрушительными для России.
Грани.Ру, 11.03.2003
Сергей Ковалев
В ведомство бывшего КГБ возвращаются две структуры: пограничная служба и ФАПСИ. Это не что иное, как усиление старого испытанного советского монстра. Не знаю, какие службы занимались сейчас прослушкой, но думаю, что все это возвращается сейчас в родное лоно КГБ. История повторяется.
Хотелось бы отметить еще одно преобразование. Я имею в виду недавнее создание Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Комитет создан уже некоторое время назад, и теперь сообщается, что возглавит его генерал Виктор Черкесов. Ситуация с борьбой с наркоманией и наркобизнесом более чем плачевна. В стране господствуют репрессивные методы борьбы. Это приводит к тому, что под категорию наркодилеров, как правило, попадают просто наркоманы – люди, которых следует лечить, а не наказывать. Приход в эту сферу генерала из пятого управления заставляет сомневаться в том, что новое учреждение займется отловом настоящих нарковоротил и проблемой лечения и реабилитации тех, кто употребляет наркотики. Я очень сомневаюсь в том, что такие назначения изменят политику в области борьбы с наркоманией.
Грани.Ру, 11.03.2003