Проект амнистии
Во время впервые проведенного Дня заключенного, как выяснилось, поблизости от входа в Парк культуры и отдыха 14 сентября в полдень сидели в машинах и стояли группками по другую сторону эстакады бывшие заключенные, но не подошли. Дело в том, что эти люди осторожны и влипать в конфронтацию с милицией им нежелательно. Тем не менее они приехали и пришли, поскольку у них большой интерес к Союзу заключенных. Необходимость такого объединения давно уже призраком бродит по России.
Заключенные, да и бывшие заключенные - самая репрессируемая в нашей стране группа населения. Для властей эти люди хуже военнопленных враждебного государства. Как врагов и нечеловеков, власть их избивает, пытает и убивает. Вся русская жестокость видна именно в тюрьмах и лагерях.
Для милиции заключенные и бывшие заключенные - группа населения, которую им поручено подавлять, так что добра тут не жди. Самое лучшее, на что зеки могут надеяться, - нейтральное невмешательство.
Справедливости ради следует сказать, что милиция, соприкасаясь ежедневно с зэками и бывшими зэками, знает их лучше, чем власть и народ. Простой гражданин из народа, обремененный семьей и детьми, попросту боится заключенных и бывших заключенных. Тем более что официальная пропаганда вовсю прививает у народа ненависть к зэкам, изображая их монстрами и зверями.
Телевизионные программы центральных каналов на тему "криминал" исполнены ненавистью к осужденным и заключенным, и проповедуют по сути социальную вражду к 10 процентам российского населения. Те семьи, у кого есть "сидельцы", скрывают тот факт, что их родственники осуждены. Поскольку я провел в шкуре зэка два с половиной года, то я тоже зэк. Два года из двух с половиной я просидел под тяжестью обвинения, которое затягивало на 15 лет строгого режима, поэтому некоторые страшные переживания мне знакомы. Срок я получил по тюремным масштабам мелкий - четыре года (на большее доказательств у них не хватило). Однако душа моя осталась там, где-то в камере Саратовского централа. Ну, если не вся душа, то часть. Поэтому, беседую я с Гарри Каспаровым или стою с бокалом шампанского в руке на презентации модного журнала, я не такой, как люди вокруг меня, - я зэк. Тюрьма тебя быстро делает своим.
После этого лирического отступления вернусь к теме. Тема такая: срочно необходимо сплотиться и отстоять себя. Нас много. Так много, что голова кружится. Недавно я видел статистику: с начала 90-х осуждены в РФ были 15 миллионов человек. Так что нас как минимум 15 миллионов рабов и бывших рабов. Когда-то выкалывали "раб КПСС", а теперь зэки чьи рабы? А закона рабы, тяжелых средневековых законов Российской Федерации. Уголовный кодекс РФ - самый жестокий в мире - надо менять, он создавался в начале 90-х, когда страна находилась в чрезвычайной ситуации, был введен в действие в 1996 году. Теперь, спустя полтора десятилетия, когда чрезвычайной ситуации в стране нет, кодекс нужно убирать или по меньшей мере смягчать его статьи.
Нужно добиваться выборности всех судей, тогда судебные приставы станут более справедливыми. Нужно снять судей с довольствия властей, перерезать, символически говоря, сиамских близнецов "власть-судейство", дабы были отдельно "власть" и отдельно "судейство". Насущно необходимо уничтожить "признание" как доказательство вины - в результате этой меры пыток в России станет меньше. (Останутся одни избиения; мрачная шутка.) Нужно прекратить практику свидетельствования в суде милицейских работников, поскольку она открывает простор для обвинения гражданина в чем угодно.
Зэки сидели в машинах и стояли на дальней стороне улицы, наблюдали. Они всегда наблюдают, всегда начеку, всегда недоверчивы. Иначе не выживешь. Хорошо что в тот день власть решила не подавлять нас, не набросилась на нас, избивая. Нам не привыкать, мы переживем, однако зэки могли бы заподозрить нас в провокации. В желании подставить их. Они же нас не знают, не знают, кто мы такие, чего хотим.
Мы создали Союз заключенных, организацию неполитическую, впервые в России отказавшись от принципа разделения на политических и уголовных. Для нас все находящиеся за решеткой и освободившиеся оттуда - братья по страданию. Сейчас в России наказание в десятки, если не в сотни раз превышает преступление. Этого быть не должно. Наказание должно быть соразмерным.
Сотни бывших заключенных уже обращаются к нам с желанием присоединиться, с желанием объединить усилия. Нет, мы не обзавелись ни олигархом, ни богатыми спонсорами, прежде чем начать наше движение. Пока еще самому Союзу заключенных следует встать на ноги совместными усилиями. Но мы скоро будем помогать зэкам. Прежде всего будем бороться за уменьшение сроков, за смягчение условий содержания. Чтобы были частые и широкие амнистии. "Амнистия" - это сладкое слово для ушей заключенных, оно снится им, его они обсуждают, когда есть хоть немного времени. Амнистия - это свобода.
В России жадная, бесчувственная, прижимистая власть не дает зэкам амнистии уже много лет.
Вот наш проект амнистии:
В целях гуманизации российской пенитенциарной системы и приведения ее в соответствие с нормами, содержащимися в международных договорах, подписанных РФ в качестве участника, считаем необходимым принятие следующего закона об амнистии:
1. В полном объеме освобождаются от отбывания назначенного им по приговору суда наказания следующие лица:
а) совершившие преступления небольшой и средней тяжести;
б) те, которым условное наказание было заменено реальным лишением свободы за несоблюдение ими требований ст. 74 УК РФ в период действия испытательного срока;
в) отбывшие к моменту выхода настоящего постановления более половины назначенного им срока наказания;
г) приговоренные судом к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы;
д) совершившие тяжкие преступления в возрасте старше 60 лет.
2. Настоящая амнистия распространяется на отдельные категории лиц, совершивших тяжкие преступления впервые:
а) вследствие тяжелого стечения обстоятельств;
б) по неосторожности;
в) совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте;
г) женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.
3. Другим лицам, совершившим тяжкие преступления, не указанные в п. 2 настоящего постановления, а также лицам, осужденным за совершение особо тяжких преступлений, не связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан, или достигшим на момент вынесения настоящего постановления 60-летнего возраста, неотбытая часть срока наказания сокращается наполовину.
4. Лица, указанные в пп. 1-2 настоящего постановления, освобождаются от отбытия назначенного им судом наказания в полном объеме. С лиц, отбывших наказание, настоящим актом об амнистии снимается судимость и все связанные с нею правовые последствия.
Союз заключенных
Правозащитники пусть себе защищают наши права. Но никто из людей со стороны не знает наших нужд так, как мы сами - те, кто находится за решеткой, и те, кто вырвался оттуда. Возьмем свою судьбу в свои руки. Отделения Союза заключенных можно начать создавать в регионах. Нас многие миллионы. Мы целая нация в нации. Нужно это осознать. У нас будет такое "лобби", что мало не покажется. Чужого нам не нужно, нам надо отстоять свои права. Сегодня наказание в чудовищное количество раз превышает преступление. Так быть не должно. Наказание должно соответствовать преступлению. Наша цель - осуществление справедливости.