статья В этом сумасшествии есть своя система

Иван Горяев, 19.05.2003
Герман Греф. Фото с сайта  www.ruseconomy.ru

Герман Греф. Фото с сайта www.ruseconomy.ru

19 мая министр экономического развития и торговли Герман Греф вернулся к исполнению служебных обязанностей и принял участие в еженедельном оперативном совещании президента Владимира Путина с ключевыми министрами. Глава Минэкономразвития находился на больничном с диагнозом "грипп" с 21 марта по 11 апреля. Затем он ненадолго вышел на работу, после чего 21 апреля взял отпуск. Исполняющим обязанности министра был назначен его первый заместитель Иван Матеров. Слухи о возможной отставке министра ведомством Грефа неоднократно опровергались.

В своем послании Федеральному собранию, оглашенном 16 мая, глава государства фактически воспроизвел основные идеи административной реформы, подготовленной под руководством Грефа в Минэкономразвития. Необходимо радикально сократить избыточные функции госорганов, заявил Путин; сделать это нужно по итогам инвентаризации, которую уже закончила правительственная комиссия; следует также увязать сокращение функций с комплексом решений по разграничению полномочий между уровнями власти и обеспечению их финансовой самостоятельности. Одновременно, отметил президент, предстоит сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством, усовершенствовав административные процедуры и судебные механизмы. Эти пассажи (особенно рассуждение о том, что правительство не хочет проводить административную реформу и нуждается в политическом импульсе) должны были бы приободрить министра.

Ан нет. Как поговаривают недоброжелатели главы Минэкономразвития в Белом доме, подлинной причиной полуторамесячного отсутствия Грефа на рабочем месте стало острое психическое расстройство на почве неустойчивого аппаратного положения. Ходит даже устный рассказ о том, как 10 апреля, после заседания правительства, на котором Греф в очередной раз был подвергнут Михаилом Касьяновым уничижительной критике, помраченный министр вышел из высоких дубовых дверей своего ведомства и спустился в ближайший подземный переход. Через час хватившиеся патрона сотрудники секретариата и охранник обнаружили Германа Оскаровича в компании трех бомжей, которым он увлеченно рассказывал о денежной массе и структуре экономического роста. В самом ведомстве поговаривают, что первое лицо, хотя и появилось на службе, все еще находится в угнетенном психическом состоянии.

Пока Герман Оскарович хворал, скрываясь на больничном и в отпуске от гнева премьера, недовольного деятельностью Минэкономразвития, на белодомовской сцене появился прямой конкурент Грефа – вице-премьер правительства Борис Алешин, прямой ставленник главы кабинета. Новый документ о распределении полномочий между заместителями председателя правительства оставил за Минэкономразвития не более половины прежних функций, причем большая их часть перешла к Алешину и самому Касьянову. Из значимых функций за ведомством остались прогнозирование социально-экономического развития страны и курирование реформы естественных монополий. Впрочем, и эту последнюю функцию у Минэкономразвития пытаются отнять Минэнерго и Федеральная энергетическая комиссия. Само по себе прогнозирование, как выяснилось, политически вещь не самая выигрышная. Скорее наоборот.

При этом вице-премьер Алешин демонстрирует невероятную для лица такого уровня информационную активность. С момента своего вступления в должность, 25 апреля, и по 19 мая он ухитрился дать два брифинга и две пресс-конференции. В частности, он оказался первым из руководителей кабинета, прокомментировавшим политические аспекты президентского послания. Так, Борис Сергеевич счел логичной идею формирования правительства на основе парламентского большинства, поскольку "исполнительная и законодательная власти должны работать слаженно". "Если не будет альянса с парламентом, то тогда правительству не удастся провести решающие законодательные акты, направленные, например, на модернизацию экономики", – отметил он. Говоря о президентском послании в целом, вице-премьер назвал его "оптимальным и конструктивным". Цели правительства должны быть в свете президентских инициатив "амбициозными и мобилизовывать общество", полагает Алешин.

Как поговаривают в Белом доме, говорливый вице-премьер номинируется касьяновским окружением на пост послевыборного главы кабинета и специально загодя раскручивается для этого. Еще год-два назад наиболее вероятным преемником Касьянова единодушно считался Герман Греф. Sic transit gloria mundi. Главе Минэкономразвития есть отчего печалиться.

Феномен разочарования в Путине внутри разношерстного "питерского" политико-административного клана пока никак не проявляется в закулисной политике. Ранее знающие люди обычно говорили о недовольстве выходцев из спецслужб, раздраженных неготовностью главы государства "выгнать всех и поставить своих". Теперь наблюдатели охотно рассуждают о разочаровании, поселившемся в недрах сообщества "питерских либералов". На самом деле Путин все более ощущает тот самый кадровый голод, о котором он столь обеспокоенно говорил в Мраморном зале Кремля 16 мая. Путина слишком долго играла свита, чтобы он мог позволить новой свите формировать свои властные предпочтения. По всей видимости, он и в дальнейшем будет спасать "питерские кадры" лишь тогда, когда это нужно делать из политических соображений. Грефовская унизительная historia morbi тому свидетельство.

Иван Горяев, 19.05.2003


новость Новости по теме