Три года со дня теракта на Дубровке: траурные мероприятия
В воскресенье исполняется три года со дня спектакля "Норд-Ост", зрители которого были захвачены террористами и больше двух суток провели в заложниках. РОО "Норд-Ост", объединяющая пострадавших от теракта, проводит акции памяти погибших.
23 октября с 18.00 до 20.00 в Театральном центре на Дубровке (ул. Мельникова, д.7) состоится акция "Свеча памяти", во время которой пройдет демонстрация фильма "Террор в Москве" предоставленный компанией ВВС (продюсер Марк Франкетти).
Утром в среду (с 10.00 до 12.00) там же пройдет памятная траурная церемония. После возложения цветов к мемориальной доске с именами погибших будет объявлена минута молчания, после которой в небо поднимутся 130 белых голубей, по числу погибших в результате теракта. Затем состоится церковная поминальная служба.
Ожидается, что кроме бывших заложников, друзей и родственников погибших приедут представители московской мэрии, Госдумы, префектуры Юго-Восточного округа, а также делегации правительства Северной Осетии и комитета "Матери Беслана". Придут и те, кто пострадал от других терактов.
В октябре было решено продлить срок следствия по делу о захвате заложников на Дубровке до 19 декабря 2005 года. Ранее следствие по этому делу было продлено до 19 октября в связи с обнаружением тайника Шамиля Басаева, в котором были найдены свидетельства о подготовке захвата театрального центра.
По версии следствия, задание осуществить теракт на Дубровке, а также серию взрывов в Москве в октябре 2002 года давал именно Басаев. Организовали теракты проживавший в Москве начальник службы экономической безопасности и фактический владелец "Прима-Банка" Руслан Эльмурзаев, известный также как Абу-бакар, и житель Ингушетии Асланбек Хасханов.
23 октября 2002 года 40 террористов во главе с Мовсаром Бараевым захватили здание Театрального центра на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост". В заложниках оказались 912 человек. 26 октября спецназ предпринял штурм Театрального центра. Большая часть заложников была спасена. Погибли, по официальным данным, 130 человек.
Дословно
Олег Жиров
За эти три года пытался узнать правду, добиться справедливости. Сегодня я хочу попросить прощения у погибших за то, что:
- три года спустя по-прежнему не найдены и не наказаны виновные;
- близкие погибших по-прежнему подвержены унижениям;
- жертвы терактов лишены полноценной медицинской и материальной поддержки;
- по-прежнему возможны теракты и по-прежнему гибнут сотни невинных людей.
Светлана Губарева
Три года прошло...
Это мало для того, чтобы утихла боль потери. Это много, слишком много дней и ночей, прожитых без вас, самых дорогих, любимых, единственных и неповторимых.
Простите нас за то, что не уберегли вас тогда, три года назад. У нас нет возможности исправить прошлое.
Простите нас за то, что по-прежнему не найдены и не наказаны виновные сегодня, три года спустя. Правосудие все еще отмалчивается, но рано или поздно каждому приходится отвечать за все, что сделал в этой жизни, перед высшим судом (его еще называют божьим) - судом, для которого нет иммунитетов, судом беспристрастным, неподкупным, неотвратимым. Однажды им придется ответить за вашу гибель, за "Норд-Ост".
Говорят, что душа человека возвращается иногда туда, где она работала, жила, бывала. Может быть, души погибших сейчас здесь, рядом с нами, слышат нас. В это можно верить или не верить, но память о трагически погибших нужна прежде всего нам - живым. Давайте зажжем свечи в память о них. Пусть будет светло в этот траурный день. Наша память будет светлой и горячей, как наши поминальные свечи.
Светлана Губарева: выступление на пресс-конференции к третьей годовщине "Норд-Оста"
РОО "Норд-Ост", 21.10.2005
Алена Михайлова
Прошло три года. Я все время думаю о том, что самое ужасное не то, что погибли наши близкие, а то, что после нашей беды были еще и самолеты, и метро, и самый страшный - Беслан. Я тоже хочу знать ВСЮ правду, ЛЮБУЮ - не причесанную! Хочу, чтобы государство (и люди, его представляющие) извинилось, признало свой непрофессионализм, ошибки и хамство по отношению к тем, кто выжил, и близким погибших. Чтобы на законодательном уровне были зафиксированы компенсации, пенсии, льготы. Чтобы не надо было отстаивать их 3 года в судах. Чтобы любой человек знал, что если завтра терроризм придет в его дом, он не останется один со своей бедой и проблемами. Чтобы следующим было легче и в судах, и в ЖЭКах, и в больницах, и в школах... И самое главное, чтобы обыватели поняли, что это не мы крохоборы, а просто такими нас выгоднее показывать. Любой, кто сегодня нас порицает за "оттягивание внимания и денег от вселенских проблем", завтра может оказаться на нашем месте и пойти по тому же кругу проблем. Но ему уже будет легче... Чуть- чуть...
Виктория Заславская
26 октября - три года с тех пор, как из театрального центра на Дубровке, с мюзикла "Норд-Ост" не вернулись домой 130 человек. Три дня, с 23-го по 26-е, почти в центре Москвы родные, близкие и те, кому была небезразлична судьба около тысячи людей, находившихся в заложниках, были рядом с ними, были готовы на все ради спасения любимых, дорогих, единственных: стариков, женщин, мужчин, детей.
От нас, как оказалось, ничего не зависит.
Да и не могло, наверное, быть иначе. Ведь там нас было слишком мало, мало в масштабе нашего огромного города, нашей огромной страны. Буквально в ста метрах от "зоны" трагедии кипела рядовая жизнь, не обремененная этим кошмаром; там, за чертой этого оцепленного квартала страха и растерянности, было до тошноты спокойно и равнодушно. Вот это-то равнодушие, позиция "моя хата с краю", крепко поселившаяся в наших душах, играет ключевую роль во всей нашей с вами жизни, именно такая позиция приводит к трагедии.
Сопричастности происходящему у себя дома - вот чего нам так не хватает. Нам не хватает элементарной любви, которую не заменить никакими другими нравственными категориями: чувством долга, ответственности и т. д. И если в нас еще осталась капля сострадания, если мы еще не окончательно потеряли способность чувствовать, сопереживать, давайте же хоть теперь, по прошествии трех лет с того трагического дня, соберемся вместе. Нам, потерявшим своих родных, нужна ваша поддержка, ваши глаза, ваши сердца.
Склоним головы и 23 октября в 18 часов на площади перед "Норд-Остом" постоим молча с зажженными свечами в память обо всех погибших. Вспомним всех поименно 26 октября в 10 часов там же, на площади, и помолимся за невинно убиенных.
Любовь Бурбан
Следствие не нашло тех, кто виноват в преступлении, но определило значение "успешной" операции как "сохранение авторитета России на международной арене". Можно ли не ужаснуться такому изысканному кощунству - имидж страны поддерживается горой трупов мирных граждан?!
Преступление без наказания - заманчиво для повторения. События на Дубровке оказались бомбой, критическая масса которой, достигнув своего предела, взорвалась, инициировав цепную реакцию терактов. Их апогеем стал Беслан.
"Политическая целесообразность" для власти в который раз оказалась весомее жизни тысячи граждан. "Теракт в Беслане – нападение на страну", - сказал президент Путин. Так дети, современные матросовы, оказались на передовой, защищая "целостность" государства, безжалостно предавшего маленьких героев.
Ложь, упакованная в государственную тайну, приватизированную Кремлем, - результат трехлетного расследования "Норд-Оста". Не сумев доказать абсолютную необходимость штурма, бассманное правосудие обнажило бессмысленность "успешной операциии" и чудовищность государственного преступления.
Цинизм расследования в Беслане и судебное шоу, где главные действующие лица остаются за сценой, пытаясь остаться неназванными, паутина грязного вранья, в котором увязла власть вместе с "неинформированным" президентом, заставили тех, кто потерял самое дорогое, обратиться к мировому сообществу и просить политическое убежище. Таков авторитет России, господин президент!
Статьи по теме
Глухие судьи "Норд-Оста"
В последние дни столичные суды приняли решения по жалобам родственников жертв трагедии "Норд-Оста". Татьяна Лукашева, мать погибшей Марины Пановой, и Павел Финогенов, брат погибшего Игоря Финогенова, пытались опротестовать действия прокуратуры, отказавшей г-же Лукашевой в проведении комиссионной экспертизы тела похороненной ею женщины, а г-ну Финогенову - в возбуждении уголовного дела по фактам неправомерных действий в ходе спецоперации. Как и следовало ожидать, жалобы были отклонены. О причинах глухоты судей к человеческим страданиям читайте в статье обозревателя Граней.Ру.
Конец дела "Норд-Оста": записки из-под двери
Представители РОО "Норд-Ост" встретились со следователем Владимиром Кальчуком, ведущим дело по факту захвата заложников на Дубровке. Поводом для беседы послужила полученная пострадавшими от теракта на Дубровке информация о том, что 23 февраля уголовное дело в отношении террористов, захвативших здание Театрального центра, будет закрыто. Корреспондент Граней.Ру отправился в прокуратуру вместе с пострадавшими и их адвокатом. Их разговор с г-ном Кальчуком пришлось подслушивать под дверью - зато следователь временами бывал откровенен.