В Москве помянули жертв теракта на Каширке
В Москве во вторник вспоминают жертв теракта на Каширском шоссе. Тогда при взрыве восьмиэтажного жилого дома погибли 124 человека, в том числе 13 детей.
К памятнику жертвам теракта - маленькой православной часовне - с утра начали приходить люди с цветами. Кто-то зажег перед часовней свечи. Ученики ближайшей общеобразовательной школы #543 приходили почтить память погибших организованно целыми классами в сопровождении учителей.
В 11.00 у памятника прошел траурный митинг. За несколько минут до этого у памятного знака встал почетный караул. На митинге выступили представители районной управы и депутаты Мосгордумы.
По делу о взрывах московских домов в 1999 году осуждены жители Карачаево-Черкесии Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов. В 2004 году Мосгорсуд приговорил их к пожизненному заключению. Процесс был закрытым и, по утверждению правозащитников, проходил с многочисленными нарушениями. Перед началом процесса был арестован адвокат Михаил Трепашкин, который должен был представлять интересы потерпевших сестер Морозовых и исследовал версию о причастности спецслужб к взрывам домов.
По версии следствия, организаторами терактов стали арабские наемники Хаттаб и Абу Умар. Также следствие утверждает, что к организации и совершению взрывов жилых домов, помимо Деккушева и Крымшамхалова, были причастны еще несколько человек: Ачимез Гочияев, Хаким Абаев, Денис Сайтаков, а также братья Заур и Тимур Батчаевы. По оперативным данным, все они, кроме Гочияева, были ликвидированы во время операции в Чечне. Гочияев находится в международном розыске.
В конце августа одна из пострадавших в результате терактов, потерявшая дочь, зятя и внука, подала иск к Деккушеву и Крымшамхалову о возмещении морального вреда в размере 2 миллионов 250 тысяч рублей. Ранее суд обязал правительство Москвы возместить ей материальный вред, а по поводу морального посоветовал обратиться к тому, кто его нанес.
ТЕРРОР-99: Мы хотим знать правду
Справка
Теракт на Каширском шоссе
Взрыв дома #6/3 по Каширскому шоссе произошел 13 сентября 1999 года в 5 часов утра. Мощность взрыва была равна 300 килограммам в тротиловом эквиваленте. Восьмиэтажный кирпичный дом был полностью разрушен. В результате теракта погибли 124 жильца дома, в том числе 13 детей, еще девять человек получили ранения. Всего в результате взрыва пострадали 119 семей. Четырьмя днями ранее террористы взорвали жилой дом на улице Гурьянова, а 16 сентября 1999 года - жилой дом в Волгодонске.
В апреле 2003 года Генпрокуратура России завершила расследование уголовного дела о взрывах домов в Москве и Волгодонске. По данным следствия, к организации терактов были причастны восемь человек. Большинство из них позже были убиты в ходе контртеррористической операции в Чечне. Удалось задержать лишь Юсуфа Крымшамхалова и Адама Деккушева.
Следствие установило, что они занимались доставкой взрывчатки к местам проведения терактов. В январе 2004 года Мосгорсуд приговорил их к пожизненному заключению. Ачимез Гочияев, который непосредственно руководил исполнением терактов в Москве, находится в международном розыске.
Дословно
Лев Левинсон
Формально наша комиссии не прекращала работы, но сейчас наступила спящая фаза. Самой насыщенной работа была тогда, когда членами комиссии были депутаты Госдумы: Ковалев, Юшенков, Щекочихин, Рыбаков. За два года активной работы комиссии накоплен огромный материал. Этот материал пока требует обобщения, кропотливого труда, но мы ограничены в возможностях. Самым активным членом комиссии был Сергей Юшенков, после его смерти комиссия ослабила свою активность. Сейчас и вовсе в работе наступила пауза. Никто из членов комиссии пока не готов к серьезной работе.
Естественно, что окончательных выводов по терактам комиссия пока не сделала. Мы не ставили задачу найти тех, кто совершил теракты. Мы ставили задачу выявить, как власть реагирует на общественные беспорядки, насколько она готова к открытому, честному диалогу. И комиссия сделала вывод, что власть к этому не готова. То, что должно было быть прозрачным, открытым, - скрывалось.
Недостатка в версиях случившегося нет. Но все они не дают ответы на вопросы, а наоборот, вопросов становится еще больше. Итог официальной версии не может удовлетворить. По большому счету, это был фиктивный процесс (суд над Адамом Деккушевым и Юсуфом Крымшамхаловым. - Ред.), к тому же закрытый. Создали видимость, что виновник найден, чтобы закрыть тему.
Но и другие неофициальные версии могут строится лишь на догадках.
Грани.Ру, 09.09.2005
Игорь Драгин
Мы в районе всегда помним о тех 124 москвичах, которые погибли на этом месте, где стоял дом. Мы помним обо всех жертвах терроризма, мы пришли сюда и 3 сентября по зову сердца, чтобы сказать: "Мы вместе, мы готовы противостоять этой беде".
РИА "Новости", 13.09.2005