Комиссия по Беслану побеседует с Путиным
Парламентская комиссия по расследованию теракта в Беслане намерена опросить директора ФСБ Николая Патрушева, главу МВД Рашида Нургалиева, а также секретаря Совета безопасности Сергея Иванова и премьер-министра Фрадкова. Об этом в интервью "Московским Новостям" заявил глава комиссии сенатор Александр Торшин. Кроме того, он признался, что комиссия планирует и встречу с президентом Путиным.
В ходе интервью Торшин назвал "серьезным просчетом в тактике информационного освещения бесланского теракта" лживую информацию о числе заложников. По его словам, первым эту цифру (354) назвал начальник Управления ФСБ по Северной Осетии Валерий Андреев: "Ему следовало бы сказать: "По состоянию на 12 часов дня мы располагаем фамилиями 354 заложников. Но, возможно, их больше. Фамилии остальных уточняются". Говоря о точном числе заложников, сенатор признался, что может утверждать только то, что "их было более 1200".
Что же касается того факта, что точный список заложников и жертв до сих пор не установлен, то сенатор пояснил его тем, что "кто-то хочет попасть в списки заложников, чтобы получить компенсацию, а попытки зачислить себя в жертвы этого теракта наверняка еще будут предприниматься". "Мы договорились с бесланцами, что каждая фамилия в этом списке будет с ними согласована. Вот цифры, за которые мы отвечаем: 330 погибших заложников плюс 10 спецназовцев и 2 сотрудника МЧС", - добавил он.
Отвечая на вопрос, появился ли у комиссии материал о том, что в ходе штурма применялись огнеметы "Шмель", Торшин рассказал, что "уже на третий день работы комиссии один из членов комиссии не поленился, слазил на крышу одного из домов, прилегающих к школе, и нашел там тубусы от "Шмелей". "Вызвали военную прокуратуру. Был составлен протокол осмотра места происшествия. Номера "Шмелей" были переписаны. С этим теперь предстоит детально разбираться. Очень сложный вопрос. Но ответ на него мы найдем", - пообещал сенатор.
Как считается, штурм школы начался после двух взрывов. По словам Торшина, у него "все больше уверенности, что они прозвучали потому, что начался переговорный процесс". "На днях мы разговаривали с Асланбеком Аслахановым (помощник Путина. - Ред.). Так вот, он летел в Беслан на прямой контакт с террористами. И как только его самолет приземлился, раздались взрывы. Я полагаю, эти взрывы были невыгодны ни бандитам, ни ФСБ. Но кто-то, несомненно, был в них заинтересован. По нашей версии, это некие люди, следившие за ходом событий в Беслане и сделавшие все, чтобы сорвать переговоры. Им требовалась большая кровь" - сказал сенатор. Что именно это за люди, он пояснять не стал.
По словам Торшина, ему хотелось бы знать, кто заказчики нападения на Беслан: "Исполнители известны. Как минимум десять участников банды были профессионалами высочайшего класса. Мы ведь прежде никогда не несли такие потери - погибли десять спецназовцев и два сотрудника МЧС. Значит, не пастухи воевали там против нас. Но среди исполнителей не было ни организаторов, ни идеологов. Хотя с организаторами тоже более или менее ясно - Басаев подтвердил свое "авторство". А вот кто заказал?"
"Версии пока нет. Но я размышляю. Представьте себе, по требованию террористов в школу приходят Дзасохов, Зязиков, Аслаханов и доктор Рошаль. И представьте, всех четверых убивают. Что было бы дальше? В Северной Осетии и Ингушетии были бы объявлены досрочные выборы. И кто бы на них победил? Фамилий не знаю, но это были бы крутые националисты. Уж в Осетии - точно, да и в Ингушетии - очевидно. И мы вернулись бы к ситуации 1992 года. И если бы возобновился осетино-ингушский конфликт, на сторону ингушей встали бы чеченцы, ведь они тоже вайнахи. Мне говорят: назовите национальность бандитов. Не буду. Потому что понимаю: кому-то хочется идентифицировать врага и разжечь межнациональный конфликт", - подытожил свои размышления сенатор.
В заключение Торшин сказал, что комиссия уже начала готовить доклад, в котором то, что происходило в Беслане в течение трех суток, будет расписано "по часам, если не по минутам". Однако этот доклад, по признанию сенатора, "будет обнародован не раньше, чем завершит следствие прокуратура".
СМ. ТАКЖЕ
Prognosis.Ru: Осетино-ингушский конфликт будет последним
Prognosis.Ru: Президент станет либералом
Комментарий
Деятельностью комиссии г-на Торшина раздражены военные, спецслужбы, следователи, прокуратура, ее упрекают в непрофессионализме и популизме, общественный интерес к ее выводам гаснет день ото дня, но парламентарии со стойкостью оловянных солдатиков продолжают свое дело. Вот уже и до таких величин, как Патрушев, дотянулись. Самого премьера к себе зовут. На встречу с президентом намекают.
Но что-то мешает радоваться такой активной позиции представителей Федерального собрания. Смутно выглядит сама правовая база такого общественного расследования уголовного дела. Среди полномочий парламента РФ (Совета федерации и Госдумы), прописанных в Конституции, нигде не упоминается право сенаторов и депутатов на создание такого рода совместной комиссии. Сферы деятельности палат четко определены: представительская и законодательная. Все оcтальное от лукавого.
При той вертикали власти, что выстроил президент за последние пять лет, считать "сенатскую комиссию" неким независимым инструментом установления истины в деле Беслана, а тем более органом общественного контроля, было бы большой наивностью. Комиссия создана исключительно для двух целей: во-первых, для обозначения в России неких демократических процедур и прозрачности расследования по такому громкому делу, во-вторых, для свободы маневрирования президента между силовыми ведомствами, Генпрокуратурой и "общественной площадкой". Облажаются в чем люди Устинова и Патрушева, всегда остается возможность поправить их именно с помощью комиссии Торшева. Конструкция не ахти какая мудреная, но какую-то часть особо доверчивого населения и зарубежной общественности в нужное для Путина заблуждение введет. В этом, собственно, и заключается главный секрет "оловянной" стойкости комиссии двух палат.
Справка
Из письма ветеранов чеченской войны Путину
Если бы у власти была возможность, она наверняка бы сказала, что и жуткая сентябрьская трагедия в Беслане – это не теракт, а, скажем , эпидемия.
Страна погрязла во лжи по Вашей, господин президент, вине.
10.02.2005
Справка
Президент Путин должен разделить с террористами ответственность за массовое убийство детей в Беслане
Теракты и массовая гибель заложников стали нормой повседневной жизни России.
Это результат войны в Чечне и политики государственного насилия, развязанного и последовательно проводимого в стране под видом "антитеррористических операций".
Ответственность за трагедию в Беслане лежит не только на террористах, но и на правительстве РФ и лично на президенте Путине, в приоритетах которых ценность жизни детей не значится. Они саботировали переговоры, дезинформировали и фальсифицировали события в Беслане (и продолжают скрывать правду о штурме и действиях спецслужб), прикрываясь защитой ложных интересов государства.
Путин в очередной раз проигнорировал свои конституционные обязанности по сохранению мира и безопасности граждан ради личного престижа и амбиций, и ему следует незамедлительно заявить об отставке.
Остается надеяться, что в стране хватит здоровых сил, чтобы добиться досрочного прекращения полномочий президента Путина и остановить террор. Как хватило личного мужества заложникам, организовавшим побег из здания школы и расстрелянным террористами за сопротивление, как хватило гражданской ответственности бывшему президенту Ингушетии Руслану Аушеву, не побоявшемуся войти в захваченную школу и спасшему 26 человек.
НИЦ "Мемориал" (Санкт–Петербург), 05.09.2004
Статьи по теме
Эмиролюбивая инициатива
Телефонные звонки президента России зарубежным лидерам традиционно воспринимаются как крупные вехи в глобальной борьбе с международным терроризмом. Однако если о разговоре г-на Путина с Джорджем Бушем 11 сентября 2001 года мировая общественность сразу узнала во всех подробностях, то о состоявшейся во вторник беседе Владимира Владимировича с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифой Аль Тани пока известно очень мало. Свою версию исторической беседы читателям Граней.Ру предлагает Илья Мильштейн.
Виктор Суворов: Любой провал воспринимается как ножом по сердцу
Живущий в Англии бывший советский разведчик Виктор Суворов выражает профессиональное сочувствие российским спецслужбам, навлекшим на себя подозрения в причастности к убийству Зелимхана Яндарбиева. Но, по мнению автора "Ледокола" и "Аквариума", борьба с терроризмом террористическими методами бесперспективна и опасна.
Выйти сухими из мокрого дела
"Неизвестные лица европейской наружности", арестованные в Катаре по подозрению в убийстве экс-президента Чечни Зелимхана Яндарбиева, оказались при ближайшем рассмотрении российскими гражданами и, более того, сотрудниками отечественных спецслужб. Министр иностранных дел РФ г-н Иванов уверяет, что наши джеймсы бонды занимались в далекой стране не организацией убийств, а исключительно информационно-аналитической борьбой с международным терроризмом. Однако чем бы ни закончился скандал, уже сейчас очевидно, что российской дипломатии нанесен крупный ущерб.