Головокружение от террора проходит
"Если они не предстанут перед правосудием, правосудие предстанет перед ними", - не раз грозил президент Буш "Талибану" и "Аль-Кайде". Но прошло уже больше двух лет после окончания афганской войны, а запланированная встреча террористов с правосудием так и не состоялась. Солдаты талибского режима и боевики-алькайдовцы, задержанные в Афганистане, находятся в заключении на американской военной базе Гуантанамо на Кубе. Им присвоен статус комбатантов противника, захваченных на поле боя. Пентагон согласился допустить к ним сотрудников Международного комитета Красного Креста, разрешить переписку с родственниками и изменить правила внутреннего тюремного распорядка, с тем, чтобы узники имели возможность отправлять религиозные обряды. Многие из них после допросов, на которых выяснилось, что угрозы безопасности США они не представляют, репатриированы, главным образом в Афганистан. Но более 600 человек остаются под стражей без суда и следствия. В понедельник Верховный суд США огласил важные решения, непосредственно затрагивающие их участь.
Право на справедливый суд и надлежащую судебную процедуру гарантировано Конституцией Соединенных Штатов. При этом гражданство не имеет значения - каждый, кто находится на американской территории, в полной мере пользуется конституционными гарантиями прав личности. "Ни один штат, - гласит 14-я поправка к Конституции, - не может отказать лицу, находящемуся под его юрисдикцией, в равной для всех защите закона". Однако в том случае, когда правосудие вершится вне американской территории, для иностранца возникает совершенно другая ситуация. Именно с целью вывести пленников из-под американской юрисдикции правительство построило специальную тюрьму за пределами США.
20 апреля Верховный cуд заслушал прения сторон по делам "Расул против Буша" и "Аль-Одах против США", объединенным в одно производство. Оба истца - заключенные, содержащиеся в Гуантанамо. Дело уже было проиграно в федеральном суде и федеральном апелляционном суде на том основании, что узники Гуантанамо не имеют права на защиту своих интересов в американских судах. Адвокат истцов Джон Гиббонс утверждал, что юрисдикция американских судов, напротив, в полной мере распространяется на его клиентов. Он построил свою аргументацию на оспаривании формального статуса базы Гуантанамо. США получили эту территорию в бессрочную аренду в 1903 году. По мнению правительства, Куба сохраняет над ней суверенитет, это не американская территория, а потому претензии истцов несостоятельны. Но адвокат считает базу анклавом, в котором осуществляется только американское правосудие.
Интересы правительства на слушаниях представлял генеральный солиситор - заместитель министра юстиции США Теодор Олсен. Его жена, известный публицист Барбара Олсен, погибла 11 сентября 2001 года вместе с другими пассажирами захваченного террористами самолета, протаранившего здание Пентагона. По словам Олсена, статус заключенных Гуантанамо определяется особыми обстоятельствами. Президент, заявил он, имеет санкцию Конгресса "использовать всю необходимую власть, с тем чтобы предотвращать акты терроризма против Соединенных Штатов". Тем не менее Верховный суд согласился с точкой зрения адвоката. Арестанты, гласит решение, принятое 6 голосами против 3, должны иметь право на справедливый суд.
28 апреля суд заслушал еще два дела, связанных с терроризмом. Одно из них называется "Хамди против Рамсфелда", второе - "Рамсфелд против Падильи". Ясир Есам Хамди захвачен в Афганистане. Хосе Падилья арестован в Чикаго, куда прибыл из Пакистана. Он подозревается в том, что по заданию "Аль-Кайды" планировал взорвать в США "грязную бомбу". Оба - американские граждане. Тем не менее власти США уже около двух лет держат их под стражей без предъявления обвинения и не допускают к ним адвокатов.
От имени правительства США в прениях по обоим делам участвовал заместитель генерального солиситора Пол Клемент. По Женевской конвенции об обращении с военнопленными, на которую ссылался Клемент в случае с Хамди, после прекращения активной фазы боевых действий пленные должны быть распущены по домам, если им не предъявлено уголовных обвинений. Но Клемент подчеркивал, что война с терроризмом продолжается, в Афганистане по-прежнему находятся американские войска. Оспаривая этот аргумент, судья Брейер заострил ситуацию: "Предположим, дело происходит во время Столетней войны..."
Адвокат Ясира Хамди Фрэнк Данэм апеллировал к Конституции и законам, защищающим неприкосновенность личности. "Господин Клемент, - сказал он, - прекрасный адвокат. Он только что придал необоснованным доводам видимость обоснованности. Но если вникнуть в суть его аргументов, то это призыв "верьте нам". Кто призывает нас верить ему? Исполнительная власть. Но для чего нам законы о свободе личности? Они были приняты потому, что мы не питали доверия к правительству, когда создавали его. По этой причине "верьте нам" - недостаточное основание для того, чтобы отнять у человека его права, состоящие в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в результате надлежащей судебной процедуры".
И в этом случае в решении, оглашенном в понедельник, Верховный cуд принял сторону адвоката. Однако дело Падильи оказалось сложнее. Суд всего лишь постановил, что его защита должна вчинять иск о противоправном содержании под стражей не в Нью-Йорке, а в Южной Каролине, где он сейчас находится в заключении на борту военного корабля, превращенного в тюрьму. Не исключено, что на позицию высшей судебной инстанции оказали влияние новые подробности дела Падильи, которые 1 июня огласил заместитель министра юстиции США Джеймс Коми.
В апреле 2002 года Министерство юстиции США сообщило об аресте Хосе Падильи как о своей большой победе в борьбе с международным терроризмом. Министр Джон Эшкрофт так ликовал, что созвал пресс-конференцию в Москве, где находился в тот момент с визитом, не дожидаясь возвращения в Вашингтон. По словам Эшкрофта, Падилья – убежденный враг Америки; он прошел специальную подготовку в афганских лагерях "Аль-Кайды" и приехал в США, чтобы по заданию главарей этой террористической организации применить здесь "грязную бомбу", то есть ядерное устройство, убивающее не взрывом, а радиацией. Однако никаких компонентов или хотя бы чертежей "грязной бомбы" при нем обнаружено не было, о его сообщниках ФБР ничего не знало. Поэтому ликование министра многим показалось тогда преувеличенным, а основания для ареста – неубедительными.
Журналисты стали ждать, когда закончится предварительное следствие, Падилье предъявят обвинения и дело будет направлено в суд. Но вместо этого появилось распоряжение президента США считать Падилью "вражеским комбатантом". Ему было отказано в услугах адвоката, а срок содержания под стражей продлен на неопределенное время.
Правозащитники сразу же поставили под сомнение юридическую состоятельность такого решения. В отличие от узников Гуантанамо, которым специально построили тюрьму вне Америки, Хосе Падилья находится в пределах юрисдикции американского правосудия, а следовательно, на него в полной мере распространяются конституционные гарантии, в частности, Пятая поправка к Конституции США, которая гласит: "Никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры". Это значит, что обвиняемому должно быть обеспечено справедливое судебное разбирательство в состязательном процессе, построенном на презумпции невиновности, в котором обвинение и защита пользуются равными правами. Пятая поправка, кроме того, освобождает обвиняемого от необходимости свидетельcтвовать против самого себя. Четвертая поправка запрещает необоснованные обыски и аресты, Шестая гарантирует "скорый и публичный суд беспристрастных присяжных", право обвиняемого на помощь адвоката, очную ставку со свидетелями обвинения и на принудительный вызов свидетелей защиты. Между тем Хосе Падилья лишен свободы вот уже третий год.
Падилья, которому сейчас 33 года, родился в Пуэрто-Рико. Когда ему было четыре года, его семья перебралась в Чикаго. В юности Падилья стал членом молодежной банды и не раз подвергался арестам, а однажды год отсидел по приговору суда в тюрьме. Именно за решеткой он обратился в ислам. В 1998 году он отправился в Египет, женился на египтянке и совершил паломничество в Мекку. Будучи в Саудовской Аравии, он познакомился с вербовщиком "Аль-Кайды" и в июне 2000 года оказался в Афганистане. После разгрома "Талибана" агенты ФБР нашли среди бумаг, брошенных "Аль-Кайдой", анкету Падильи, заполненную им самим. В анкете он называл себя арабским именем "Абу Абдулла Муджахир" и указывал, что свободно владеет аглийским, испанским и арабским языками. Именно по этой анкете его впоследствии и выследили.
По словам заместителя министра юстиции США, после окончания курса специальной подготовки в одном из лагерей террористов Падилью должны были направить в Чечню. Однако его американское гражданство привлекло к нему внимание одного из членов руководства "Аль-Кайды", командира ее военного крыла – Мохаммеда Атефа. Он встретился с Падильей, чтобы оценить его внутренний настрой, и остался удовлетворен результатами проверки. В апреле 2001 года, закончив курс обучения в лагере, Падилья съездил в Египет навестить жену, но уже через два месяца вернулся в Афганистан. На сей раз Атеф и инструкторы "Аль-Кайды" начали готовить его к совершению конкретного теракта на территории США. Ему подобрали напарника – это был Аднан Шукриджумах, известный также по прозвищу Джафар-летчик. Шукриджумах – один из семи членов "Аль-Кайды", чьи имена и приметы огласил в конце мая директор ФБР Роберт Мюллер; он заявил, что эти семеро в настоящее время могут находиться на территории США, и призвал граждан сообщать правоохранительным органам обо всех своих подозрениях на этот счет.
Первоначальный план, исполнение которого поручалось Падилье и Джафару, заключался в том, чтобы устроить взрыв бытового газа в жилом доме с таким расчетом, чтобы разрушения были максимальными. Но Падилья и Джафар не сошлись характерами. Операция была отложена. Падилья продолжал совершенствовать свое мастерство взрывника и жил в одном доме с Атефом близ Кандагара. Он находился там и 11 сентября 2001 года. В ноябре американская авиация разбомбила дом. Мохаммед Атеф погиб. Хосе Падилья по случайности провел эту ночь в другом месте. На следующий день он вернулся и откопал из-под обломков труп своего учителя.
Когда стало ясно, что американцы не ограничатся воздушной войной, "Талибан", по словам Падильи, принял решение об эвакуации всех иностранных моджахедов из Афганистана. В составе одного из таких отрядов Падилья перешел на территорию Пакистана. На границе бойцов встречал один из высших руководителей "Аль-Кайды" – Абу Зубейда. Он решал, кого оставить в Пакистане, а кого послать назад воевать с американцами. Падилью оставили в Пакистане и подобрали ему нового партнера. Партнер этот ныне тоже арестован. В ответ на настойчивые вопросы журналистов Джеймс Коми после некоторых колебаний сообщил, что человек этот имеет статус беженца в Великобритании и поэтому пользовался правом безвизового въезда в США.
Падилья и его сообщник вместе разработали новый план: они предлагали изготовить и привести в действие "грязную бомбу". О том, как ее сделать, они узнали будто бы из Интернета. В марте 2002 года Зубайда отправил обоих будущих террористов к Халиду Шейху Мохаммеду, который руководил оперативной работой "Аль-Кайды" и был главным разработчиком терактов 11 сентября.
Как утверждает Падилья, Мохаммед отнесся к "грязной бомбе" скептически и решил вернуться к первоначальному плану взрыва газа. Падилья и его напарник должны были въехать в США через Мексику или Пуэрто-Рико, найти несколько многоэтажных жилых домов, снять в каждом по квартире, а затем, пользуясь взрывчаткой и таймерами, устроить серию одновременных взрывов, предварительно обеспечив герметичность квартир с помощью клейкой ленты. Однако окончательный выбор между двумя планами Мохаммед оставлял на усмотрение Падильи, который был назначен старшим в дуэте. Он же должен был выбрать и город – Мохаммед хотел, чтобы это был Нью-Йорк, но не исключал Вашингтон или Майами. По замыслу Мохаммеда, его агенты должны были взорвать сразу 20 домов, но Падилья сомневался, что ему удастся арендовать 20 квартир и не навлечь на себя подозрений. На допросах он говорит, что и не собирался взрывать газ, считая этот план нереальным. В подготовке Падильи и его напарника участвовал и Рамзи Биналших – координатор заговора 11 сентября.
5 апреля 2002 года Хосе Падилья вылетел из Пакистана в Цюрих, а оттуда в Чикаго. На борту того же лайнера находились следившие за ним агенты ФБР. Роковая ошибка Падильи состояла в том, что в Пакистане он обратился в американское консульство с заявлением об утере паспорта. Это типичный прием террористов "Аль-Кайды", посредством которого они избавляются от афганских виз в паспортах. Имя Падильи к тому моменту уже значилось в списке лиц, чьи анкеты были найдены в Афганистане. При аресте в Чикаго у Падильи обнаружилось более 10 тысяч долларов наличными, сотовый телефон, телефонные номера руководителей операции и адрес электронной почты для связи с ними. Не разумнее ли было бы установить за ним слежку с тем, чтобы выявить сообщников? Заместитель министра юстиции полагает, что это был рискованный шаг.
Дословно
Антонин Скалиа
Первоначальное ядро той свободы, которая обеспечивается нашей англосаксонской системой разделения властей, состоит в том, что никто не может быть брошен в тюрьму на неопределенный срок по воле исполнительной власти.
Washington Post, 30.06.2003
Статьи по теме
Головокружение от террора проходит
После 11 сентября 2001 года администрация Джорджа Буша прибегла к чрезвычайным методам борьбы с террористической угрозой. Уже более двух лет захваченные в Афганистане боевики "Аль-Кайды" находятся в заключении на базе Гуантанамо без суда и следствия. Оглашенные на этой неделе решения Верховного суда США позволяют надеяться, что этой "чрезвычайщине" скоро будет положен конец. Впрочем, по делу Хосе Падильи, подозреваемого в намерении ударить по США ядерной бомбой, Верховный суд от содержательного решения уклонился...
Первое послание о втором сроке
Президент Джордж Буш выступил на заседании обеих палат Конгресса с ежегодным посланием "О положении страны". Он призвал соотечественников не обольщаться успехами в войне с терроризмом, строго предупредил о последствиях режимы, упорно не желающие отказаться от идеи обладания оружием массового уничтожения, и заверил, что Америка не стремится к глобальному доминированию. Положение страны, по его словам, прочнее прочного, но гидра международного терроризма все еще не добита. Чтобы не бросать эту миссию на полдороге, намекнул Буш, надо избрать его на второй срок.
Багдад или Гаага?
Прошло уже полмесяца с момента поимки Саддама Хусейна. Перед администрацией США остро стоит вопрос о судебной процедуре, которая должна быть применена к нему и другим видным деятелям его режима. Позиция, согласно которой Саддама должны судить сами иракцы, выглядит неубедительно: в Ираке пока нет ни легитимного национального правительства, ни судебной системы, соответствующей международным стандартам правосудия. Правозащитные организации считают, что Вашингтон намерен выдать Саддама Багдаду по соображениям, далеким от интересов справедливости.
Пророк в чужом отечестве
В конце прошлой недели Тони Блэр посетил столицу США. Американский Конгресс удостоил британского премьера своей высшей награды и пригласил его выступить на совместном заседании обеих палат - редкая честь для иностранного государственного деятеля. Речь Блэра стала его триумфом. Между тем в самой Великобритании положение премьера становится шатким - разгорается скандал вокруг загадочной смерти оборонного эксперта Дэвида Келли, якобы причастного к утечке сведений, позволяющей обвинить правительство в недобросовестной пропагандистской подготовке иракской войны.
Соратники бен Ладена летят в страну Че Гевары
В распоряжении американских войск находятся в настоящее время 368 пленных бойцов "Талибана" и "Аль-Кайды", свезенных со всей страны, а также с американских кораблей в зоне Персидского залива на базу морских пехотинцев близ Кандагара. Пока неизвестно, будут ли все они перевезены на Кубу, где к приему узников готовы пока лишь 100 одиночных тюремных камер. Пентагон рассчитывает, что для осуществления операции потребуется от 12 до 20 рейсов.