статья Убийца тоже хочет жить

Виталий Портников, 22.03.2004
Фото с сайта washingtonpost.com

Фото с сайта washingtonpost.com

Нет нужды объяснять, что уничтожение шейха Ахмеда Ясина вызовет у многих за пределами Израиля раздраженную реакцию. И когда в еврейском государстве произойдет очередной террористический акт – а хамасовцы сделают все возможное, чтобы его устроить, – происшедшее непременно свяжут с убийством духовного лидера одной из самых зловещих террористических организаций современного мира. Вот, мол, разбудили лихо – и получили новые жертвы. Однако существует вопрос, который непременно нужно задать каждому критику операции израильских спецслужб: а что, если бы шейх Ахмед Ясин остался в живых, терактов бы больше не было?

В борьбе с террором применяются разные средства – внедрение агентов в структуры террористов, попытки разобщить их и даже договориться с их главарями (собственно, само усиление ХАМАС было связано со стремлением израильтян уменьшить роль ООП и Ясира Арафата). Но одним из самых действенных методов борьбы с терроризмом является уничтожение лидеров экстремистских организаций. Легенды о тысячах юных бойцов, готовых стать на место ликвидированного Кибальчиша, оставим историкам Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Исполнителей действительно найти и воспитать не так уж трудно, хотя и их количество ограничено. Террор всегда испытывает дефицит организаторов. Прежде всего потому, что эти организаторы – особая порода политических деятелей, оперирующих чужой смертью, – хотят жить, а не взрываться в кафе и на автобусных остановках.

Организаторов и вдохновителей террора не так уж много. И их нейтрализация (уничтожение либо изоляция), как правило, значительно уменьшает активность радикалов – это доказано всем опытом мировой борьбы с терроризмом. Конечно, ответные теракты будут. Но нужно отдавать себе отчет в том, что израильтянам удалось продемонстрировать уязвимость ХАМАСа не только миру, но и верхушке этой организации. И выводы – политические, а не только террористические – будут сделаны. В свое время глава другой террористической организации - ФАТХ - Ясир Арафат также сделал отнюдь не только террористические выводы из планомерной ликвидации своих соратников по уничтожению мирного населения. Арафату хотелось жить и править. Это и стало одной из предпосылок начала мирного процесса на Ближнем Востоке – процесса уродливого, искаженного, противоречивого, но мирного.

После трагических событий 11 сентября 2001 года израильская борьба с террором стала частью борьбы глобальной. Кстати, до этих событий европейцы и американцы убеждали себя, что террор будет ограничиваться пределами Ближнего Востока, и с самодовольством белого человека воспринимали навязчивые проверки перед рейсами израильской авиакомпании El Al, чья служба безопасности не уставала напоминать, что террор где-то рядом, что он может притаиться уже здесь, в аэропорту Нью-Йорка или Амстердама. Уже несколько лет как над El Al никто не смеется. Зато возникло новое заблуждение: если террористов не трогать, они не будут к нам приставать. Именно такой была реакция части считающего себя цивилизованным мира на недавние теракты в Мадриде: вот, пожалуйста, послали войска в Ирак – и получили. И снова возникает вопрос: а что, если бы не послали, избежали бы терактов? Ну хорошо, пусть сейчас – а через месяц, год, два? Мало ли какое решение испанского правительства не понравилось бы "Аль-Кайде"! И мало ли какое решение французского или немецкого кабинетов может навлечь на их страны "наказание".

Сама логика подобной оценки реальности напоминает ход мысли людей, заводящих в собственной квартире тигра в надежде, что он вырастет отзывчивым и не загрызет хотя бы хозяев. Но природа дикого животного берет свое – как возьмет свое и природа глобального терроризма, если с ним не бороться. Если не уничтожать его лидеров. Если не ликвидировать – планомерно и бескомпромиссно – режимы, превращающие свои страны в базы мирового терроризма. Если не руководствоваться соображениями будущего цивилизации, а не количеством голосов на очередных парламентских выборах. Это неблагодарная задача, и те, кто ее выполняет, не вызывают восторга. Однако в истории человечества – если эта история не будет прервана успехом глобального террора – останутся именно эти люди, а не те, кто с высоких трибун и газетных полос громогласно советует потенциальным жертвам уничтожения сидеть тихо и надеяться на помилование.

Виталий Портников, 22.03.2004


новость Новости по теме