Суд в Страсбурге принял жалобу 24 заложников "Норд-Оста"
Европейский суд по правам человека принял жалобу первых 24 пострадавших от теракта на Дубровке. По словам адвоката пострадавших Игоря Трунова, в суд обратились 24 потерпевших, которые первыми предъявили в Тверской суд Москвы иски к правительству столицы о компенсациим морального вреда. Из поданных в суд 24 исков, 3 иска Тверской суд Москвы отклонил, 21 был выделен в отдельное производство, поскольку истцы не присутствовали в суде на стадии исследования доказательств, напомнил адвокат. Позднее адвокаты бывших заложник и их родных обжаловали решение Тверского суда в Мосгорсуде, однако оно было оставлено в силе. После этого ими и была подана жалоба в Европейский суд по правам человека.
"Ответ из Европейского суда, датированный 28 августа, мы получили на днях", - сказал Трунов Граням.Ру. В нем говорится, что жалоба пострадавших принята. Жалоба называется "Чернецова и другие против России", ей присвоен номер 27311-03".
Для полноты судебного разбирательства, сказал Трунов, Страсбургский суд просит предоставить ряд документов, в частности, копии исков и протоколы судебных заседаний.
Страсбургский суд просит уточнить, обжалуют ли потерпевшие "нарушения госвластью права на жизнь, допущенные при проведении контртеррористической операции, помимо обжалуемых статей 6 и 13 Европейской конвенции по правам человека" (6 статья гарантирует справедливое судебное разбирательство, а 13 - право на эффективные средства правовой защиты). По мнению суда, сообщил адвокат, нарушение права на жизнь госвластью "следует из прилагаемых документов, но не упоминается в жалобе". В ответе Европейского суда также содержится просьба уточнить, какова в настоящее время ситуация с расследованием уголовного дела, по которому жертвы теракта признаны потерпевшими, и являются ли действия властей предметом расследования в рамках этого дела "за вред, причиненный властями в ходе операции по спасению заложников".
В ответе указывается, что для полноты разбирательства суд может попросить заявителей лично присутствовать на заседаниях.
Ранее сообщалось, что нарушение прав на судебную защиту адвокаты усматривают не только в отказе суда удовлетворить гражданские иски истцов, но и в том, что они не были допущены в качестве потерпевших к рассмотрению уголовных дел в отношении пособников террористов, захвативших заложников в октябре прошлого года на мюзикле "Норд-Ост". В частности, по словам защитников, пострадавшие от теракта не были признаны потерпевшими в рамках дела Заурбека Талхигова, которого Мосгорсуд приговорил к 8,5 годам лишения свободы за пособничество террористам. Аналогичная ситуация сложилась и в Ставропольском суде. В результате пострадавшие были лишены возможности предъявить материальные претензии пособникам террористов.
В жалобе, направленной в Европейский суд, адвокаты просят выплатить каждому из пострадавших по 50 тысяч евро в качестве компенсации за нарушенные права.
В результате захвата заложников в Театральном центре на Дубровке и последующего штурма, по данным Граней.Ру, погибли 137 заложников и более 800 пострадали.
Комментарий
То, что жалоба принята Страсбургским судом, означает, что суд, возможно, рассмотрит дело. Сейчас, после принятия жалобы, суд обязан официально известить представителя России в суде Павла Лаптева о том, что жалоба поступила. Тот, в свою очередь, должен доложить о сути жалобы правительству России для того чтобы оно могло ответить на жалобу и начать проводить согласительные процедуры, то есть пытаться выполнить требования истцов во внесудебном порядке. После того как российское правительство ответит на запрос суда, адвокатам истцов будет дано время на то, чтобы принести свои возражения или согласиться с российскими властями. И только после этой процедуры суд назначит рассмотрение жалобы.
Дословно
Игорь Трунов
(О рассмотрении жалобы пострадавших от теракта на Дубровке в Страсбургском суде)
По нашему мнению, в отношении жертв "Норд-Оста" Россия нарушила статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , но суд просит уточнить, не считаем ли мы, что во время проведения контртеррористической операции, государственная власть нарушила и статью 2 (право на жизнь) Конвенции.
Суд попросил нас предоставить копии исковых заявлений и протоколов судебных заседаний: эти документы необходимы для полноты судебного разбирательства. Мы уже начали сбор нужных документов. Сейчас я не могу назвать, даже ориентировочно, время, на которое суд назначит рассмотрение жалобы.
Мои подзащитные согласны на мирное урегулирование спора, и вчера в суде возникла странная ситуация. В кулуарах истица Карпова спросила у представителя департамента финансов Булгакова, действительно ли он сделал заявление о том, что московское правительство готово на мировое соглашение, а истцы этого мирового соглашения не предлагают? И он ответил ей, что да, российская сторона готова на мировое соглашение, если истцы его предложат. Однако когда мы вышли в суд, я официально заявил ходатайство, он не согласился на мировую. Так что их не поймешь, готовы или не готовы. Я не собираюсь думать за них, будут они заключать мировое соглашение или нет, это их дело. Я защищаю права жертв - сирот, вдов. Мое дело - добиться того, чтобы им заплатили компенсации. Решения суда в Страсбурге выполнялись всегда, и не было еще ни одного решения международного суда по правам человека, которое не было выполнено. Так что, так или иначе московскому правительству придется заплатить компенсации.
Грани.Ру, 10.09.2003