Талхигова приговорили к 8 с половиной годам колонии общего режима
В пятницу Мосгорсуд приговорил к 8,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима 25-летнего Заурбека Талхигова. Он был признан виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников (ст.30, ст.205 и 206 УК РФ) в Театральном центре на Дубровке осенью прошлого года.
Гособвинитель требовал приговорить Талхигова к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Адвокат подсудимого Олег Панкратов просил суд оправдать Талхигова, заявляя о его невиновности, сообщает РБК.
Как передает корреспондент РИА "Новости", суд огласил только начало и конец приговора (вводную и резолютивную часть), так как в материалах дела имеются секретные сведения о работе ФСБ.
Талхигов был задержан 25 октября 2002 года. Спецслужбам удалось перехватить его телефонные переговоры с Мовсаром Бараевым, во время которых Талхигов рассказывал боевикам о месторасположении бойцов спецназа, снайперов и бронетехники вокруг Театрального центра. Ему было предъявлено обвинение в пособничестве в терроризме. Процесс над ним начался 29 мая 2003 года.
Адвокат осужденного Олег Панкратов намерен в ближайшее время подать кассационную жалобу в Верховный суд России. Он хочет добиться пересмотра уголовного дела. Как заявил адвокат журналистам, суд не изучил все доказательства по делу, большая часть которых, по его утверждению, была уничтожена. Речь идет о письменных объяснениях, которые, как заявил защитник, Заурбек Талхигов давал сотрудникам ФСБ после каждого разговора с террористами. Олег Панкратов сказал, что его подзащитный в момент захвата заложников находился "в стрессовом состоянии".
Адвокат считает, что суд не взял во внимание письменные показания депутат Госдумы Асламбека Аслаханова, которые сообщает, что именно он попросил Талхигова поехать к Дубровке и связаться с Бараевым, чтобы как-то помочь заложникам. Об этой миссии Талхигова, утверждает адвокат, знали и сотрудники спецслужб.
Мать осужденного Тамара Талхигова заявила, что не верит в виновность сына, который, по ее мнению, хотел помочь родным заложников.
Суд постановил уничтожить стенограмму аудиозаписи телефонных переговоров Талхигова после вступления приговора в законную силу - как оперативный документ ФСБ.
В результате захвата заложников и последующего штурма в октябре прошлого года погибли, по данным Граней.Ру, 137 человек, более 800 пострадали.
Комментарий
Это первый и скорее всего последний процесс по делу о захвате "Норд-Оста". Как известно, все террористы-исполнители были отправлены на тот свет. До организаторов вряд ли доберутся - судя по тому, как активно идет Генпрокуратура исключительно по политическому следу. Значит, Талхигова назначили отдуваться за всех умерших и непойманных. На его примере государство показало, сколь печальна будет судьба любого, кто хотя бы косвенно соприкоснется с террористами. Пропагандистское значение приговора понятно. С юридических позиций к решению также трудно подкопаться. И при всем при этом суду было ясно, что перед ними не соучастник захвата заложников, состоявший в предварительном сговоре с террористами, а, скажем так, не очень умный молодой человек, поддавшийся спонтанным чувствам. Нетрудно оценить и КПД этого пособничества. Скорее всего он близок к нулю. Вряд ли террористы вообще приняли добровольного помощника всерьез. Но получил Талхигов в конечном счете "по-взрослому". И нет у него с такими статьями шанса ни на амнистию, ни на условно-досрочное освобождение. Вся надежда на адвокатов и политическую конъюнктуру - вдруг власти понадобится акт гуманности по отношению к какому-нибудь раскрученному чеченцу. Выпустить Талхигова в этом случае будет и гуманно, и безопасно. Все-таки не террорист.
Дословно
Игорь Трунов
(О приговоре Талхигову)
Я участвовал в процессе как адвокат основного свидетеля Олега Жирова. Как участник процесса, ознакомлен со всеми основными доказательствами. Мы прослушали пленку. Насколько я понял, перевод с чеченского Талхигова устроил. По моему, было доказано, что он пытался информировать террористов обо всем, что происходит вокруг здания и в штабе по спасению заложников. Поэтому по формальным признакам он совершил правонарушение. Конечно, он не профессионал, конечно, он не в составе группы, это понятно. Но он не случайно там оказался, у него был сайт в Интернете, были всякие материалы по террористам, его все это явно интересовало. По тем статьям, которые Талхигову вменяли, ему дали довольно мало, потому что ясно, не на нем лежит вина во всей этой огромной трагедии. Закон есть закон.
Грани.Ру, 21.06.03г.