"Новая газета" нашла участника захвата "Норд-Оста", который выжил
Журналисты "Новой газеты" нашли человека, который был среди террористов, захвативших "Норд-Ост", и ушел из Театрального центра до начала операции. Это Ханпаш Нурдыевич Теркибаев. При беседе с корреспондентом "Новой газеты" Анной Политковской он показал удостоверение спецкорреспондента "правительственной газеты", но сказал, что получил удостоверение лишь недавно, а на сама деле он работает в информационном управлении президента. "Когда надо, я встречаюсь с Ястржембским. Я у него работаю... Еще общаюсь с Сурковым", - пояснил Теркибаев. Так же просто он признался, что был вместе с группой Мовсара Бараева в ДК на Дубровке.
По сведениям "Новой газеты", Ханпаш Теркибаев - засланный спецслужбами агент, который "изнутри обеспечивал теракт". По его словам, он обеспечивал Бараеву проход и по Москве, и в "Норд-Ост" и обещал, что если "пошуметь", то им "дадут уйти" - не всем, но дадут. Как утверждает издание, у Теркибаева был план Театрального центра на Дубровке, которого не было ни у Мовсара Бараева, ни поначалу даже у спецназа, готовящегося к штурму. Кто внедрил его в группировку, он не стал сообщать.
После октябрьских событий, пишет газета, карьера Теркибаева поползла вверх. У него есть все необходимые документы, дающие ему возможность беспрепятственно передвигаться по России и по Чечне. Он добивался гарантий неприкосновенности для депутатов чеченского парламента, когда их звали в Москву, и затем они призывали чеченцев проголосовать на референдуме за конституцию. Он же сопровождал их делегацию в Страсбург.
Сейчас же неизвестный герой "Норд-Оста", по его же словам, по заданию Ястржембского и Суркова ведет мирные переговоры с "теми, кто в горах", в частности с полевым командиром Вахой Арсахановым. "На Масхадова Кремль не согласен", - объяснил Теркибаев. На вопрос Политковской, что же далеть с Масхадовым, Теркибаев ответил: "Его надо уговорить сложить полномочия до выборов президента в Чечне", - не поясняя, чья это точка зрения, его или Кремля. Сам он этим не занимается - "на это у меня нет полномочий. Я - от себя тут. Впрочем, выборов может и не быть". Если же будут выборы, Теркибаев сделает ставку на "Хасбулатова или Сайдулаева. Они - третья сила. И ни с Масхадовым, и ни с Кадыровым. И я такой".
Грани.Ру связались с Ахмедом Закаевым и попросили его прокомментировать заявления Теркибаева о его связях с Масхадовым, а также информацию об участии Теркибаева в качестве агента спецслужбы в захвате Норд-Оста. Закаев рассказал, что еще в 2001 году Аслан Масхадов освободил Теркибаева от должности своего полпреда в Иордании. Причиной послужила "достоверная информация о том, что Ханпаш работает на одну из российских спецслужб". Закаев заявил, что в рамках расследования всех обстоятельств трагедии на Дубровке, которое ведется по приказу президента Ичкерии, "проходит и Теркибаев, как участник отряда Бараева".
После появления статьи Анны Политковской в "Новой газете" Ханпаш Теркибаев отверг факт своего участия в захвате "Норд-Оста". По его словам, Политковская, опубликовавшая его интервью в "Новой газете", излагает свою собственную версию произошедшего, не имеющую ничего общего с действительностью, передает ИТАР-ТАСС. "Анне Политковской я сказал только то, что знал Мовсара Бараева, который был моим односельчанином. Но уже несколько лет я не имел с ним никаких контактов", - уточнил Теркибаев. "Все остальное - исключительно творение самой Анны Политковской", - подчеркнул он. Однако о том, что Теркирбаев находился в составе группы, захватившей "Норд-Ост", писали российские СМИ со ссылкой на компетентные органы. В частности, данные российских спецслужб о прямой причастности Теркибаева к событиям в "Норд-Осте" опубликовала газета "Известия".
Комментарий
Зачем Теркибаеву понадобилось выходить из тени? Публикация в "Новой газете" появилась после того, как его имя назвал Александр Литвиненко, утверждавший, что смерть Сергея Юшенкова связана с его участием в расследовании трагедии "Норд-Оста". "Я передал Юшенкову, - утверждает Литвиненко, - установочные данные Теркибаева, и он собирался проверить эту информацию по возвращении в Москву". Засвеченный таким образом сексот решил легализоваться, что дает ему хоть какие-то гарантии безопасности. На деле же гарантии эти весьма зыбкие. Такого свидетеля в покое не оставят. Но самый худший для Теркибаева исход не предопределен. Его могут использовать (или уже использовали) для дискредитации самой мысли о том, что спецслужбы имеют причастность к захвату "Норд-Оста". Вот, мол, на какие смехотворные сюжеты клюют журналисты, каким авантюристам доверяют солидные издания, преследующие одну цель - очернить наши славные органы. В этом случае Теркибаеву грозит лишь репутация чудака, наворотившего о себе горы небылиц, только бы оказаться в лучах всеобщего внимания. Однако еще не факт, что хозяева Ханпаша отдадут предпочтение таким тонким кружевам. В любом случае, если уж Теркибаев решился на откровения, то ему стоило бы выговориться в первую очередь перед комиссией Сергея Ковалева. Здесь, во всяком случае, не станут прятать исповедь сексота подальше от глаз общественности.
Дословно
Ахмед Закаев
Человека по имени Ханпаш Теркибаев я знал по его работе на чеченском телевидении. Он вел программу "Путь президента". Свое знакомство со мной он, мягко говоря, преувеличивает. И уж, конечно, мы никогда не были друзьями. В 2000 году Масхадов назначил Теркибаева своим личным представителем в Иордании. Но уже в 2001 году его от этой должности освободили - у нас появились данные о связях Теркибаева с российскими спецслужбами. Я не могу сейчас сказать, с какой именно спецслужбой он был в контакте, но данные, полученные нами из надежных источников, не позволяли оставлять этого человека полпредом президента Ичкерии. Что касается "Норд-Оста", то в материалах расследования, которое ведется по приказу Аслана Масхадова, имя Теркибаева действительно значится в числе тех, кто был в отряде Бараева. Достоверно известно, что уже после тех событий Ханпаш был в Страсбурге в свите Рогозина и Сайдулаева. Но все утверждения, что Теркибаев собирается встречаться с Масхадовым, - ложь. С этим человеком Аслан Масхадов не будет иметь дела. Можно только сожалеть, что московские власти опираются на таких, как Теркибаев. Это говорит о том, что Кремль не заинтересован в установлении реального мира в Чечне и никаких шагов в этом направлении не предпринимается.
Грани.Ру, 28.04.2003