Патрушев: В расследовании терактов может появиться грузинский след
В расследовании терактов в московском метро 29 марта может появиться "грузинский след". Как сообщает Интерфакс, об этом во вторник заявил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев.
"У нас была информация о том, что отдельные сотрудники грузинских спецслужб поддерживают контакты с террористическими организациями на российском Северном Кавказе. Мы должны проверить и эту версию тоже, применительно к терактам в Москве", – сказал секретарь Совбеза.
Патрушев заявил, что поведение грузинского президента Михаила Саакашвили непредсказуемо. "Он один раз уже развязал войну. Не исключено, что развяжет вновь", – предостерег глава Совбеза, подчеркнув, что необходимо проверить все версии.
Между тем представители следствия о такой версии терактов не упоминали. Сообщалось, что в качестве основной версии ФСБ рассматривает так называемый "кавказский след".
Две смертницы взорвали себя в поездах на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" утром в понедельник. В результате терактов, по последним данным, погибли 39 человек, более 70 пострадали.
В розыск объявлены две женщины славянской внешности и мужчина, которые, по предварительным данным, сопровождали смертниц в метро. Также сообщалось, что террористы приехали в Москву на междугороднем автобусе и спустились в метро на станции "Воробьевы горы", однако эта информация официально не подтверждена.
Комментарий
Юлия Латынина, публицист:
Это тяжелый случай клинического дебилизма, который не удивляет меня ни со стороны Патрушева, ни со стороны девицы Яровой, которая сказала, что все это почти то же самое, что оппозиция. Их и комментировать неинтересно, потому что клиника.
Гораздо больше меня страшат комментарии людей, которые считаются правозащитниками, либералами; комментарии, которые показывают, что у этих людей начисто отсутствует понимание того, что происходит на Кавказе. Такое количество идиотских суждений за такое короткое время, да еще с таким значительным видом можно было бы ожидать, если бы на Красной площади высадились инопланетяне и эксперты принялись бы рассуждать о метаболизме и методах размножения инопланетян, о которых они ничего не знают.
Меня потрясают фразы типа "это случилось впервые за шесть лет". Одиннадцать лет происходят взрывы, одиннадцать лет идет эта война, и основной ее приметой является то, что взрывы происходят в основном не в Москве, где наибольший резонанс, а возле Кавказа, где гораздо легче взрывать. При этом понятно желание власти все это замять, но совершенно непонятно желание общества не обращать на это внимания.
Власть всегда пытается замять подобные случаи, при этом систематически преуменьшая количество жертв или отрицая сам теракт вообще. Когда 24 августа 2004 года упали самолеты, власть говорила, что они упали случайно. Когда 4 июня того же 2004 года взорвался рынок в Самаре и очевидцы говорили о куче трупов, власть говорила всего о десяти погибших. Когда сгорело три вагона на "Автозаводской" 6 февраля 2003 года, власть заявила, что там только 40 трупов. Еще более вопиющие случаи – когда в Астрахани на рынке взрывается бомба, а власть говорит, что это криминальная разборка, или когда во Владикавказе бомба взрывается на стадионе - и тоже "криминальная разборка".
Власть постоянно пытается отрицать. Я не знаю, что там у болванчиков в головах, но поразительно, что и публика этого не замечает. Если публика позволяет себе высказывания типа "это же первый раз одновременно что-то взорвалось". Господь с вами, ну какой первый раз? 6 октября 2000 года взорвалось одновременно, 8 декабря 2000 года одновременно взорвалось, 24 марта 2001 года одновременно взорвалось. Но поскольку это взрывались Пятигорск, Минводы и Дагомыс, то российской публике, которая еще называет себя либеральной и болеет за отечество, ей плевать. Это страшный признак, когда все, что происходит не в Москве, не считается. Я думаю, мало кто сейчас способен вспомнить о взрыве в Ессентуках в электричке в 2003 году или о том же рынке в Самаре.
Это полное отсутствие понимания того, что происходит на Кавказе, меня абсолютно убивает. Именно со стороны публики - со стороны Патрушева это неудивительно. Да, это такие вот люди с органчиком в голове, у которых это одиннадцать лет происходит и которым это надо как-то объяснять – Западом, проклятой Грузией, как-нибудь. Я сильно сомневаюсь, что Путин ввяжется в очередную войну. Не случилось ничего нового, в течение нескольких месяцев идет обострение. Взорвать Евкурова или Назрановский УВД сложнее, чем взорвать московское метро. Власть ничего не сделала по поводу покушения на Евкурова, не сделает и по поводу взрывов в метро. Думаю, что они поп..дят и успокоятся.
Справка
Террористические акты в московском метро
Первый теракт в истории Московского метрополитена произошел 8 января 1977 года. Тогда в Москве почти одновременно произошли три взрыва. В поезде метро между станциями Измайловская и Первомайская прогремел взрыв, в результате чего 7 человек погибло и 37 получили ранения различной степени тяжести. Немного спустя в Москве произошли еще два взрыва: один – в гастрономе на улице Дзержинского (ныне улица Большая Лубянка), второй на улице 25 Октября. Информация о терактах появилась в СМИ только спустя два дня. Спустя три месяца по обвинению в организации взрывов были арестованы трое выходцев с Кавказа. Суд над ними был тайным. Все фигуранты были приговорены к смертной казни.
11 июня 1996 года в поезде между станциями "Тульская" и "Нагатинская" взорвалось самодельное взрывное устройство: 4 человека погибли, 14 получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава. 7 декабря 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались. Ответственность за взрыв на себя взяли чеченские сепаратисты, однако многие источники позднее не подтверждали эти сведения. Самые известные из полевых командиров чеченских сепаратистов того времени – Шамиль Басаев и Салман Радуев – не делали заявлений о своем отношении к этому теракту.
8 августа 2000 года прогремел взрыв в подземном переходе у станции метро "Пушкинская" в центре Москвы. 13 человек погибли, более 90 получили ранения.
5 февраля 2001 года в 18.45 взрыв произошел на станции "Белорусская". Бомба была заложена под мраморную скамью, расположенную на платформе. Благодаря большому весу скамьи, которая смягчила удар, последствия взрыва были не столь большими.
6 февраля 2004 года в Московском метро произошел еще один теракт. В 8.30 взрыв прогремел в поезде, на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте привел в действие террорист-смертник. В результате взрыва погиб 41 человек, не считая самого террориста. Свыше 250 получили ранения.
31 августа 2004 года в 20.50 по московскому времени смертница совершила теракт у вестибюля станции "Рижская". Погибли 10 человек, а также сама террористку и ее сообщник. Около 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Николай Кипкеев, случайно погибший сообщник террористки, был дважды судимым главой "карачаевского джамаата". По данным следствия, он был причастен и к взрывам автобусных остановок в Воронеже. Дела о взрывах на "Рижской", на перегоне "Автозаводская" – "Павелецкая" и в Воронеже позже были объединены в одно, трое сообщников террористов были осуждены.
4 мая 2007 года в окрестностях северного вестибюля станции метро "Профсоюзная" был обнаружен пакет со взрывчаткой. Вестибюль был оцеплен примерно на сутки.
По материалам Wikipedia