Объединение прервано из-за "технических проблем" "Сибнефти"
Решение о приостановке завершения слияния компаний "ЮКОС" и "Сибнефть" было принято по инициативе "Сибнефти", которая объяснила это техническими трудностями, при этом речь не идет об отказе от сделки, сообщил один из главных акционеров "ЮКОСа" Леонид Невзлин Интерфаксу.
"К нам на этой неделе обратились акционеры "Сибнефти" и сказали, что у них возникли некоторые технические трудности и попросили на сегодняшнем собрании не менять устав компании "ЮКОС" и не менять состав совета директоров. По этим вопросам мы голосовали по согласованию с ними. По вопросу о дивидендах "ЮКОСа" мы голосовали за "ЮКОС", - сказал Невзлин, - Я не знаю подробно, какого рода технические трудности возникли у акционеров "Сибнефти". И не знаю, когда они их решат, мы не договаривались о сроках".
"Я сегодня с утра разговаривал с президентом "Сибнефти" Швидлером. Слушал про технические трудности. То есть, про тот факт, что они есть", - говорит Невзлин.
"Речь не идет об отказе от сделки. "Сибнефть" по-прежнему остается дочерней компанией "ЮКОСа". А у акционеров "Сибнефти" остается четверть "ЮКОСа". Все осталось так же, как и было", - сказал он.
Более подробно о причинах отказа от завершения сделки Невзлин рассказал в интервью, опубликованном в субботу "Коммерсантом". Невзлин достаточно подробно пересказал свой разговор с президентом "Сибнефти" Евгением Швидлером. "Разговор был не по существу, а по вопросу, зачем нужно выпускать пресс-релиз накануне собрания, а не после него. Ответ был невразумительный для меня - невнятный, скажем так. Швидлер сослался на мнение руководства администрации президента, что это надо сделать срочно", - сказал Невзлин.
По окончании собрания акционеров сообщалось, что к вечеру пятницы менеджмент компании выступит с официальным заявлением, однако пока никто не стал комментировать причины приостановления завершения сделки с "Сибнефтью". В официальном пресс-релизе, распространенном компанией по итогам собрания акционеров, содержится только информация о размере дивидендов и порядке их выплаты.
Комментарий
Ярослав Скворцов, специально для Граней.Ру
Известие о возможной приостановке слияния нефтяных компаний "Сибнефть" и "ЮКОС" напомнило о лете уходящего года: помнится, тогда за только начавшейся атакой на "ЮКОС" многие наблюдатели увидели желание конкурентов вставить этой сделке палки в колеса. Правда, уже в августе МАП – несмотря ни на какие атаки – сделку одобрил.
Версия о конкурентах, равно как и возможность приостановки объединительного процесса, кажется, утратили актуальность. И вот – новый поворот: теперь уже акционеры "Сибнефти", ссылаясь на "достигнутые взаимные договоренности" с другой стороной говорят о приостановке процесса, который, казалось, остановить уже невозможно.
Правда, преемник Михаила Ходорковского в президентском кресле "ЮКОСа" Семен Кукес утверждает, что его компания продолжает процесс объединения. Получается, объединяться не хочет "Сибнефть"? Возможно, акционеров последней напугали участившиеся разговоры о возможном банкротстве "ЮКОСа", а с банкротами объединяться не принято: их проще купить по остаточной стоимости. Именно из-за этого, к слову, "погорело" в свое время другое детище г-на Ходорковского – банк "МЕНАТЕП". В течение нескольких месяцев при самом активном участии Банка России в конце 1998-го разрабатывался план "спасения бизнеса" "МЕНАТЕПа" путем перевода его в бридж-банк. Но после сделку остановили, а банк признали банкротом.
Возможно, неясные перспективы компании "ЮКОС" заставляют быть подозрительными и нынешних партнеров империи Михаила Борисовича.
Дословно
Леонид Невзлин
Швидлер сказал: дело в том, что мы (то есть они) должны объявить о приостановке сделки, чтобы это стало известно до вторника. Потому что, как он сказал, это последний день, когда это можно объявить, дальше – выборы. Я спросил, какое это имеет отношение к выборам и кто вообще сказал, что они что-то должны объявлять. Он ответил, что это говорит нынешнее руководство администрации президента. Я спросил, какой в этом смысл. Швидлер ответил: "Я не знаю, я политикой не занимаюсь". Я положил трубку.
"Коммерсант", 29.11.2003
Герман Греф
Слияние и присоединение - дело внутрикорпоративное. Посчитали целесообразным сливаться - хорошо. Решили не сливаться, значит есть какие-то недоговоренности.
РИА"Новости", 28.11.2003
Александр Разуваев
Решение основных акционеров является очень негативной новостью для рынка и всей российской экономики. При этом новость более негативна для "Сибнефти", т.к. судьба миноритариев остается неясной. Политические риски, о которых стали забывать участники рынка в последние дни, напомнили насколько нестабильна текущая ситуация. Ясно, что неопределенность относительно консолидации активов еще больше отодвигает вхождение в капитал крупного иностранного инвестора.
ПРАЙМ-ТАСС, 28.11.2003
Крис Уифер
Очевидно, что люди будут думать о каком-то злом умысле, о том, что Абрамович пытается изменить условия объединения в последнюю минуту. Однако, кажется, уже слишком поздно что-то сделать. У "ЮКОСа" есть акции. По мнению рынка, это уже завершенная сделка, и заявление не имеет никакого смысла.
Reuters, 28.11.2003
Семен Кукес
Я не был в курсе. Со стороны менеджмента говорю, что на сегодняшнюю минуту процесс идет в соответствии с договоренностями акционеров.
Reuters, 28.11.2003
Булат Каримов
Каким бы большим сюрпризом это не выглядело, поведение "Сибнефти" логично, поскольку дело "ЮКОСа" так и не утихает.
Reuters, 28.11.2003
Валерий Нестеров
Мы очень, очень разочарованы. Это очень нехорошая новость для "ЮКОСа". Даже учитывая ту обстановку, в которой находилась компания, все ожидали, что сделка будет завершена. Условия приостановления пока не ясны, но мы по-прежнему надеемся, что сделка все-таки будет завершена позднее тем или иным образом.
Reuters, 28.11.2003
Маттиас Вестман
Мы не знаем точно, что стоит за этим объявлением, есть ли там то, чего мы не знаем. Конечно, это плохо, что не сбылось запланированное из-за расследования дела "ЮКОСа" и другого. Но в то же время, это открывает возможности для интересных сделок в будущем. Мы должны посмотреть, чем это закончится и как разрешится.
Reuters, 28.11.2003
Дмитрий Царегородцев
Юридически трудно понять, как произойдет развод, потому что многие процессы являются необратимыми. Рынок в каком-то смысле уже перенасыщен негативными новостями от "ЮКОСа", рынок толерантен ко всему, что происходит.
Reuters, 28.11.2003
Леонид Невзлин
(Интервью "Коммерсанту")
– Была ли реакция Михаила Ходорковского на происходящее и знаете ли вы о ней?
– Я ничего не знаю об этом.
– Семен Кукес утверждает, что для него заявление "Сибнефти" стало неожиданностью, а вы, как акционер, знали о решении ваших коллег- акционеров из "Сибнефти" о возможном приостановлении процесса слияния компаний?
– Узнал в последний момент, в последние несколько дней, что нам будет предложена такая ситуация.
– То есть вы не были уверены, что именно сегодня?
– Нет, но я уже, естественно, понимал, что речь идет о собрании... Но в какой форме и как, я не предполагал до последнего момента.
– От чего будет зависеть, приостановка это сделки или развод?
– В результате прояснения ситуации между акционерами будет понятно, что это такое.
– Сколько времени уйдет на это прояснение, приблизительно хотя бы?
– На самом деле фиксированного времени нет. Ситуация сейчас стабильная для обеих компаний, так что это вопрос как бы инициативы акционеров "Сибнефти".
– Сегодня, когда уже пошла информация о приостановке сделки, вы общались с руководством "Сибнефти"?
– Я со Швидлером разговаривал.
– А с Романом Абрамовичем?
– Нет.
– Со Швидлером был спокойный разговор?
– Ну, в общем вполне спокойный.
– И вы никаких претензий им не предъявляли?
– У вас есть такая информация?
– Нет, я спрашиваю...
– Не предъявлял я никаких претензий. Вообще разговор был не по существу, а по вопросу, зачем нужно выпускать пресс-релиз накануне собрания, а не после него.
– И какой был ответ?
– Ответ был невразумительный для меня – невнятный, скажем так. Он сослался на мнение руководства администрации президента, что это надо сделать срочно.
– А можно чуть подробнее про этот разговор?
– Швидлер сказал: дело в том, что мы (то есть они) должны объявить о приостановке сделки, чтобы это стало известно до вторника. Потому что, как он сказал, это последний день, когда это можно объявить, дальше – выборы. Я спросил, какое это имеет отношение к выборам и кто вообще сказал, что они что-то должны объявлять. Он ответил, что это говорит нынешнее руководство администрации президента. Я спросил, какой в этом смысл. Швидлер ответил: "Я не знаю, я политикой не занимаюсь". Я положил трубку.
– Но сегодня же не вторник?..
– А потом позвонил один из наших юристов и сказал, что они требуют выпустить пресс-релиз прямо утром, до собрания, и ждать не могут. Я предлагал: давайте подготовим совместное заявление и выпустим его после двух-трех часов дня с комментариями. Но почему-то они не готовы были ждать окончания собрания.
– Евгений Ясин уже предложил три версии приостановки сделки. Первая – давление власти, которая опасается создания крупной компании. Вторая – "Сибнефть" хочет обезопасить себя. Третья – "Сибнефть" хочет захватить ЮКОС, а ЮКОС предпочитает, чтобы "Сибнефть" не стала каналом захвата их собственности. Какая версия верна?
– Четвертая.
– Это какая?
– Не скажу.
"Коммерсант", 29.11.2003
Статьи по теме
Знакомьтесь: Роман Ходоркович
Свершилось: 22 апреля "ЮКОС" и "Сибнефть" обнародовали план слияния активов. Компания "ЮкосСибнефть" станет первой в стране по добыче и третьей в мире по запасам. Правительство, по-видимому, утратит последние возможности сопротивления экспансии нефтяных магнатов. Кроме того, создание нового нефтяного гиганта может оказаться неприятным сюрпризом для президента Путина, готовящегося к предвыборной кампании. Абрамович – "кассир ельцинской Семьи", Ходорковский – претендент в премьеры от сообщества олигархов. И оба за спиной.
Подробности в статье Ивана Горяева.
Покупатели "ЮКОСа": Chevron - для пешеходов, Exxon - для водителей
На этой неделе, как впрочем и на прошлой, рынки живут ожиданием объявления покупателя блокирующего пакета компании "ЮКОС-Сибнефть". Пресса чуть ли не ежедневно рождает новые версии со ссылкой на информированные источники. Никого уже не смущает, что эти источники то сообщают о покупке крупным иностранным инвестором четверти объединенной "ЮКОС-Сибнефти", то сбиваются на то, что сделка касается отдельно "ЮКОСа".
Греф нашел честный способ отъема денег у "ЮКОСа"
Глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что резерв изъятий в сырьевом секторе РФ составляет 1,5-2 миллиарда долларов. Министр считает, что забрать у нефтяников эти деньги можно, в частности, измененив принцип взимания ставки НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Вместо действующей сейчас плоской шкалы НДПИ нужно, по его мнению, применять дифференцированную.
Второй лишний
Кремль и "ЮКОС" поссорились окончательно. Похоже, Ходорковский во что бы то ни стало будет стремиться продать блок-пакет своей компании иностранному инвестору, а Кремль -этому противиться. Продажа "ЮКОСа" американцам (самый вероятный покупатель столь жирного куска мировой "нефтянки") повлечет за собой стратегические перемены не только в российской экономике. Власть будет вынуждена строить отношения с бизнесом уже без помощи Генпрокуратуры. Для нынешнего Кремля - нонсенс.
О Ходарковском, как зеркале современной "политэкономики", читайте материал Ирины Столяровой.