Евро грозит неполноценность
"На кого ты меня променял?"
В начале недели шведский премьер Йоран Перссон в пух и прах раскритиковал Францию, Германию и Италию, три столпа единой европейской валюты, за "подрыв стабильности экономики еврозоны". Как сообщила FT, недовольство премьер-министра (к слову, бывшего главного экономиста Всемирного банка) вызвано "плохими макроэкономическими показателями" этих европейских суперэкономик. Как известно, допущенный ими дефицит бюджета существенно превышает установленный пактом о стабильности еврозоны лимит в 3% от ВВП. В частности, на прошлой неделе Берлин официально признал, что допустимый рост задолженности госбюджета перешагнет за отмеренный рубеж и по прогнозам составит 3,7%. В свою очередь Франция морально готовится сообщить о дефиците в 3,9%.
Приговор, вынесенный евроскептиками: единая европейская валюта не сдала экзамен на состоятельность. Не оправдались и надежды на то, что введение евро приведет "к ускорению роста экономики за счет снижения процентных ставок и стимулирования инвестиций".
Та же Латвия, которая пока только голосует по вопросу о вступлении в ЕС и лишь в перспективе должна решать вопрос о замене лата на евро, уже сейчас не готова сказать, какая валюта ей ближе (здесь, правда, срабатывает еще "национальный фактор": латыши так гордятся своей независимостью и твердостью национальной валюты, что, кажется, не готовы пока отказаться от них в пользу единой Европы).
Когда медовый месяц позади
В принципе, этого можно было ожидать: введение единой европейской валюты с самого начала предполагало, что в зоне евро будут и свои доноры, и свои реципиенты. Что Германия и Франция, скажем, будут если не "тащить", то "подтаскивать" более слабых экономически партнеров. Но игра стоит свеч, ведь со временем единая европейская валюта должна закрепиться в роли одной из ведущих валют мира (а уж в Европе – самой передовой), чего ни марке, ни франку в свое время добиться не удалось.
Но случился экономический спад, и евро, как и любая другая валюта, вступила в черную полосу. Представляется, что если бы не вопрос о расширении еврозоны, этот факт не вышел бы за рамки обсуждений в ЕЦБ и, может быть, пары-тройки европейских парламентов. Но пространство евро до конца не сложилось, и у новых кандидатов возникают весьма несвоевременные – с позиции тех, кто в евро верит – вопросы. Главный из них: а стоит ли? На кого мы готовимся променять свои национальные дензнаки?
Исправить ситуацию могут срочные меры, предпринимаемые властями Старого Света. Пока что один из рецептов предложил Европейский ЦБ: по его оценкам, можно прислушаться к рекомендациям некоторых участников еврозоны и пересмотреть положения пакта в сторону увеличения предельно допустимого (трехпроцентного) размера бюджетного дефицита в условиях экономического спада. Хотя пока с окончательным решением ЕЦБ не спешит, полагая, что изменения в пакте о стабильности и развитии могут быть опасны для кредитоспособности валютного союза.
Так что возможны и иные варианты. Скажем, введение моратория на расширение еврозоны и перенос референдумов на сей счет в странах-кандидатах.
До лучших для евро времен...
Справка
Американские горки
По наблюдениям экспертов, с конца 70-х годов прошлого века по настоящее время на мировых финансовых рынках доллар пережил несколько циклических взлетов и падений. "Пик популярности" американской валюты пришелся на 1977—1989 годы. Напомним, что по темпам роста ВВП США опережали тогда развитые страны Западной Европы в 2—3 раза, достигая 3—4-процентного прироста ежегодно.
Существенно сдав позиции в 90-е, доллар продолжал отступление до 1998-го. Очередное укрепление пришлось на 1999—2001 годы, и тут "старика" начал теснить молодой и амбициозный евро.
Высокий курс доллара к евро в 1999-2001 годах поддерживался за счет устойчивого развития экономической и социальной конъюнктуры США по сравнению со странами, перешедшими на единую европейскую валюту. Рынки сделали выбор в пользу доллара, США столкнулись с невиданным притоком иностранных инвестиций в национальных валютах в обмен на доллар. Спрос на него рос, доллар дорожал.
Все бы хорошо, но дешевый импорт, нахлынувший в страну из Европы и Японии, привел к возрастанию отрицательного сальдо торгового и текущего торгового баланса (так в 2001 году сальдо текущего счета платежного баланса составило -$393,7 млрд, а через год этот показатель вырос до -$480,9 млрд). Плюс рецессия, случившаяся в экономике страны именно в это время. Доллар в очередной раз начал "худеть".
Напомним, что пик роста доллара по отношению к евро пришелся на октябрь 2000-го года: евро стоил тогда 82,5 цента. С ноября 2002-го до января 2003-го доллар держался в паритетных пределах: 1 евро стоил около $1,001. А потом началось массированное отступление. За весь прошлый год и первые пять месяцев года текущего американская валюта обесценилась на 40%.
Еще одной важной предпосылкой для восстановления долларом утраченных позиций эксперты считают рост котировок акций американских компаний. Любопытно, что во времена расцвета доллара в 70-х индекс Dow Jones впервые за без малого столетнюю историю достиг отметки в 1000 пунктов, а через 15 лет – уже 2000 пунктов. Выход из долларового кризиса в конце 90-х сопровождался очередным ростом индекса: теперь уже до 10 000 пунктов.
До этого рекорда нынешний Dow Jones пока не дотягивает, но тенденция налицо: в минувший понедельник индекс деловой активности, выводимый по 30 самым крупным акционерным компаниям США, поднялся до максимального за последние 14 месяцев уровня, превысив 9400, причем тенденция к росту сохраняется.
Другими предпосылками для продолжения начавшегося укрепления американской валюты можно считать успешное решение США задачи по уменьшению дефицита торгового и текущего платежного баланса, а также реальное (то есть последовательное и устойчивое, а не кратковременное) оздоровление экономической и социальной конъюнктуры США, опережающее по своим показателям страны еврозоны.
Статьи по теме
Евро грозит неполноценность
Единая европейская валюта перешла из состояния "рекламной афиши" единой Европы в разряд полноценного элемента внутренней политики Старого Света. Европейский Центробанк высказывает опасения по поводу того, что высокий бюджетный дефицит крупнейших стран еврозоны может существенно ослабить общеевропейскую валюту. Возможно, вливание "свежей крови" могло бы поправить положение, но кандидаты на вступление в зону евро стали осмотрительней: за две недели до референдума о присоединении к евро Швеции аналитики предсказывают этой идее фиаско. Не горят желанием отказываться от фунта и британцы. Даже жаждущие европризнания латыши высказываются в том смысле, что их лат понадежней европейской валюты.
Старый конь на финансовой борозде
Отмечаемое рекордное укрепление доллара – явление давно ожидавшееся на финансовом рынке. Даже короткое замыкание на Западном побережье не смогло сломить тенденции: как только выяснилось, что террористы тут не при чем, рост курса американской валюты возобновился, отчего удорожание доллара, скажем, до $1,08 за евро уже не кажется нереальным.