Причинное время
Я спросил недавно у Фейсбука: "Скажите, существует ли какой-нибудь специальный - ну, допустим, медицинский или психологический - термин для того типа логических построений, где следствия и причины меняются местами?"
Первобытному мышлению было свойственно устанавливать причинно-следственные связи по принципу "раньше - позже". Вчера, допустим, грозой свалило большое старое дерево, а сегодня, допустим, у шестой жены вождя разболелся живот. Понятно же, почему это он вдруг разболелся. Не потому же, что вчера эта самая жена нажралась какой-то тухлятины! Вот еще! Упавшее дерево, конечно же!
То есть любое событие воспринимается как следствие происшедшего и как причина последующего.
Но это хотя бы какая-то логика! И на этой логике, по-своему стройной и цельной, основаны многочисленные, существующие и по сей день народные приметы, поверья, гадания, сонники, инструментальная актуальность которых напрямую зависит от стадии цивилизационного развития того или иного общества.
Меня, например, в свое время озадачило вот что. Когда я стал активно общаться с разными людьми из Западной Европы, я обнаружил, что никто из них - кроме исследователей фольклора - не знает никаких своих народных примет, подобных тем, что сопровождают всю нашу повседневную жизнь, - про черных кошек, про пустые ведра, про то, что надо непременно посмотреться в зеркало, если ты, забыв что-то необходимое, вынужден вернуться туда, откуда только что вышел, про число 13, про "тьфу-тьфу-тьфу", про "присесть перед дорожкой".
Но вот когда последующие события объявляются причиной предыдущих - это я уже не знаю как и обозначить.
Когда, например, утверждается, что дождь пошел, потому что я раскрыл зонтик. Или наводнение случилось потому, что первый этаж дома вдруг оказался под водой. Или совсем уже хрестоматийное "ветер дует оттого, что деревья качаются". Или война в одной стране началась потому, что были введены санкции против другой, причем уже после того, как случилась эта самая война.
На мой "фейсбучный" вопрос стали приходить ответы. Например, такой: "Магическое мышление" это называется. Лет до 8 детям свойственно".
Детям-то да, это часто бывает свойственно, это правда. Я помню, как одна маленькая девочка говорила: "Вот за окном едут три пожарные машины. Наверное, сейчас где-нибудь начнется пожар". Это была та же самая любознательная девочка, которая однажды поинтересовалась: "Если змея заползет в крапиву, то кто кого ужалит?"
Дети - это да. А вот когда взрослые...
Когда-то, уже довольно давно, мой товарищ и сверстник, художник и по совместительству большой знаток старых советских песен (знаток потому, что в школьные годы он, как, впрочем, и я, пел в школьном хоре), заметил одну удивительную вещь, странным образом ускользавшую от всеобщего внимания, в том числе и моего.
Припев одной довоенной песни, впоследствии почти позабытой, а в те годы довольно популярной, начинался так: "Мы c железным конем все поля обойдем. Соберем, и посеем, и вспашем".
"Ты заметил, - спросил меня мой товарищ, - что здесь обозначена обратная последовательность сельскохозяйственных мероприятий, что по идее должно быть понятно даже городскому человеку? Так сказать, от последующего к предыдущему? Что будущее и прошедшее переставлены местами? Что это в сущности обратная перспектива, вроде как на иконе?"
Нет, я не заметил. И многие не заметили. Включая и тех, кто благословил эту песню к массовому употреблению.
А уж если эти взрослые не просто взрослые и даже не авторы массовых патриотических песен, исполняемых сводным армейским хором, а взрослые, облеченные, кроме всего прочего, разными властными полномочиями. Это как?
Понимаю, что вопрос этот повисает в плотном воздухе тяжелым топором. И все же...
А также я понимаю, что небрежение причинно-следственными связями вроде как развязывает руки и вроде как открывает широчайшие (хотя и обратные) перспективы.
В довольно давнем моем поэтическом сочинении есть такое место: "Причинно-следственная связь распалась понемногу. И можно смело, не таясь, отправиться в дорогу".
Что-то в подобном роде можно сказать и теперь.
Блоги
Статьи по теме
Минкульт предков
Кто-то из высоких начальников, приставленных к надзору за культурой, сказал, что "мы будем поддерживать только традиционное искусство". Ключевым словом здесь, конечно, является не "мы" и не "искусство". Понятие "традиционное" вызывает больше всего вопросов.
Суверенная логика
Поскольку оксюморон служит риторическим краеугольным камнем новой российской государственности, на фоне "славного прошлого", светлые идеалы которого "мы все стремимся возродить", разговоры о "модернизации" вовсе не покажутся такими уж нелепыми. Почему бы и нет? В пределах суверенной логики возможно еще и не такое.