История с фотографией
На днях я наткнулся в фейсбуке на смешную фотографию брачующейся парочки. Белое платье, фата, локоны, черный костюм, галстук, колечки, цветочки, все дела...
Фотография мне показалась смешной, как кажется смешным все, что построено на неожиданном сочетании "высокого" с "низким", торжественного и праздничного с занудно-повседневным, возвышенно-серьезного с придурковато-легкомысленным и так далее. В данном случае оба молодожена отличались довольно гротескной наружностью, в чем, разумеется, ничего самого по себе смешного нет. Однако в сочетании с повышенной торжественностью и даже, я бы сказал, бравурностью этой мендельсоновской мизансцены это было правда очень смешно - можете поверить.
Я взял да и разместил эту фотокарточку в своей хронике. Поскольку это произошло поздно вечером, я сопроводил публикацию пожеланием моим друзьям и читателям приятных снов.
И все, казалось бы. Поехали, казалось бы, дальше. Новый день, казалось бы, новые песни.
Однако утром следующего дня я немедленно наткнулся на пару-тройку необычайно нервозных откликов. Общий смысл и пафос их всех сводился к тому, что как, мол, мне не стыдно так издеваться над некрасивыми русскими людьми и как давно я сам заглядывал в зеркало.
Оставив в стороне тему зеркал и моего в них отражения - не мне это обсуждать, - я всерьез задумался об устройстве внутреннего мира некоторых людей. Мне действительно интересно, откуда они узнали, что изображенные на фотографии люди являются именно русскими. Я, во всяком случае, ни малейшим намеком не давал понять, что мне хоть каким-то образом известна и, тем более, интересна этническая принадлежность этой марьяжной парочки.
Тогда почему? Почему они русские, а не, скажем, латыши или гуцулы? Потому что они некрасивые, что ли? Если так, то кто тут русофоб, спрашивается?
Или в их причудливых мозгах плотно расположилась уверенность в том, что такой человек, как я (а какой, кстати?), может смеяться только над русскими людьми? Точнее, даже не так. Он (то есть я) может смеяться только над русскими людьми и только потому, что они русские. Ну и потому, конечно же, что сам-то он (то есть, я) при этом явно не русский. Ну как? Логично? Еще как!
И такое возможно. Всякое возможно в причудливой логике носителей архаического родоплеменного сознания, в соответствии с которым они, эти носители, не только сами предпочитают ради "неслыханной простоты" делить человечество не на умных и глупых, не на добрых и недобрых, не на честных и нечестных, не на веселых и скучных, не на смешных и несмешных, а, допустим, на русских и нерусских. Но они еще и не допускают мысли о том, что этот классификационный принцип, не объясняющий решительно ничего и не приводящий ни к чему кроме постоянно булькающей и ищущей выхода ненависти, разделяют, мягко говоря, не все.
Если это так - а я подозреваю, что это именно так, - то и слову "русофобия", занимающему в риторическом репертуаре некоторых невозможно бдительных, постоянно возбужденных и хронически обиженных граждан особое место и от чрезмерно частого употребления вовсе потерявшему даже призрачные семантические контуры, можно попытаться дать хотя бы приблизительное определение. Этим словом, по-видимому, обозначается любое, даже робкое покушение на цельность, устойчивость и гомогенность определенной картины мира, не выносящей ни малейшего даже прикосновения.
Но среди откликов на невинную вроде бы публикацию невинной вроде бы картинки был и еще один, который тоже заставил меня задуматься. Хотя, слава богу, уже о другом - о чем-то куда более внятном и человеческом. "Не приходило ли вам в голову, - спросил меня аноним, - что эту фотографию может случайно увидеть кто-либо из изображенных на ней? Или кто-нибудь из их близких? Не задумались ли вы над тем, что вы можете ненароком обидеть живых людей, которые ничего дурного вам не сделали?"
Я даже собрался ответить анониму что, мол, как это может обидеть людей фотография, где нет никакого не то чтобы издевательского, но даже иронического комментария. Но передумал отвечать. Потому что даже случайно обидеть людей, при этом реальных живых людей, а не мифических "русских людей", очень не хочется, правда. Мы все и без того постоянно делаем это, хотим мы этого или нет. В общем, фотографию я удалил. А думать продолжаю.
Статьи по теме
Затерянный русский мир
Каждый человек принадлежит к тому народу, к какому он сам себя причисляет. Ну и что? Я уверен, что в России довольно много людей, считающих себя украинцами, немцами, поляками, корейцами. Значит ли это, что они вправе призывать войска Кореи, Германии, Польши или Украины прийти и освободить их вместе с улицей, на которой стоит их дом?
Бестолковый словарь
Да, я знаю и сам - и не надо мне об этом говорить - о том, что договариваться, в том числе о терминах и категориях, можно лишь с теми, кто сам этого хочет. Знаю и о том, что диалогическое сознание дается с большими усилиями и не всем. Все знаю. Но договариваться все равно надо. И все равно рано или поздно придется.
К слову "народ"
Слово "народ" - слово крайне удобное для всяческих пропагандистских нужд. Слово звучное, слово емкое, слово мифологически насыщенное. У него есть всего один недостаток - никто не может толком объяснить, что это слово значит. Впрочем, почему недостаток? Скорее достоинство.
РуСССкие на марше
Язык пусть будет русским. И поэзия пусть будет русской. И народ пусть будет русский. А марш пусть будет "руссским". И все тогда встанет на свои места. И лозунг "Россия для руссских" будет выглядеть не только комично, но и вполне безобидно.