статья Отэц или мат

Лев Рубинштейн, 09.03.2010
Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Ну, и снова о нем, об этом неугомонном портрете. А что делать, если споры об этом предмете не только не утихают, но еще и пуще разгораются - постепенно, с характерным потрескиванием и злобным шипением, как это свойственно сырым дровам, с непонятным упорством подкладываемым начальством в топку и без того очевидного общественного раскола.

То ли в какой-то из недавних радиодискуссий, то ли в чьем-то блоге я наткнулся на интереснейшие рассуждения о том, что имя Сталина, каким бы его носитель ни был, в связи с войной и победой употребляется существенно чаще, чем какие-либо другие имена. А потому и публичные его изображения на стенах домов, строительных заборах и уличных растяжках вполне уместны, закономерны и общественно востребованы. Ну, чисто статистически.

Логика странноватая, что и говорить. Но давайте и мы попробуем последовать этой логике в дальнейших своих рассуждениях.

Слово "Сталин" действительно употребляется довольно часто. И не только в связи с войной. В связи с миром - тоже. Сам слышал, как одна тетка жаловалась другой, что не дают, мол, совсем эти гады-чиновники развернуться малому бизнесу. Губят его на корню, грабят, гнобят и изничтожают. "Вот был бы Сталин, - горячо и убежденно говорила она, - он бы им показал!" Что правда, то правда: Сталин, как известно, действительно прославился на весь мир не только как яростный и непреклонный адепт гражданских свобод и человеческого достоинства, но и как горячий поборник и защитник свобод экономических, в том числе малого и среднего бизнеса, не говоря уже о крупном.

В общем, "Сталин" - да, звучит. На все буквально лады.

Но все же, вынуждены мы признаться, звучит он не столь часто, как некоторые другие слова, означающие разных прочих персонажей мифов, легенд и народных поверий нашего самобытнейшего населения. Слово "черт", например, звучит гораздо чаще. Так что ж теперь, чертей, что ли, по стенкам развешивать? Ой, что же это я такое говорю! Страсти-то какие! Тьфу-тьфу-тьфу!

Да что там "черт"! Какой к черту "черт", когда есть еще и другие, куда более звонкие и куда более частотные имена!

Я - врать не буду - не проводил научных исследований в этой области. Только полевые. Я давно и постоянно хожу по улицам, пользуюсь городским и прочим транспортом, а также время от времени вступаю в непосредственные вербальные контакты с соотечественниками и соотечественницами, относящимися к самым разным социальным, возрастным и образовательным категориям нашего обширного и разнообразного населения. Многолетний этот опыт показывает, что на порядок-другой чаще, чем имя Сталина, а также имена других руководителей партии и государства, руководителей ведущих зарубежных государств, видных военачальников, деятелей культуры, науки, спорта и героев светской хроники, среднестатистический россиянин упоминает совсем другие имена.

Чаще всего это бывают имена древнейших языческих божеств, по мере ослабления влияния фаллических культов постепенно превратившиеся в имена нарицательные, обозначающие некоторые, хотя и не самые зримые, но зато очень важные части человеческого тела. Те самые, что играют ведущую роль в процессе воспроизводства наличного людского состава рода, племени, нации и вообще человечества.

Кстати, воспроизводимую многими поколениями пламенных пропагандистов легенду, согласно которой солдаты Великой Отечественной именно со "Сталиным" на устах шли в атаку, решительно опровергают многие настоящие фронтовики, утверждающие, что политруки, может быть, и орали "За Сталина", но солдаты в этот момент выкликали совсем иные слова. Да, да – те самые, что имели самое непосредственное отношение к сохранению и продолжению человеческого рода. Что и естественно в этой и всех прочих подобных ситуациях.

Ладно, не будем дальше развивать эту скользкую тему. И так все понятно. А просто вспомним очень старый еврейский анекдот про то, как в каком-то местечке некий приезжий зашел в лавочку, чтобы починить испортившиеся часы. Вот заходит он в лавочку. Видит: за столом сидит одинокий печальный еврей и вопросительно смотрит на приезжего. "Здравствуйте, уважаемый. Что бы вы хотели?" - спрашивает хозяин лавочки. "Да вот, хочу часы починить". – "Вы хотите починить часы? Но я, извините, не чиню часы". – "А что же вы тут делаете?" - "Я, извините, делаю обрезание". – "Позвольте, но на вывеске при входе в вашу лавочку нарисованы именно часы!" – "А что бы вы хотели, чтобы там было нарисовано?"

Так что если даже и развесят усатые морды на улицах и площадях нашего города, мы-то все равно знаем, о чем идет речь. Мы же не приезжие. Мы – местные.

Лев Рубинштейн, 09.03.2010


в блоге Блоги