Главначарт

Лев Рубинштейн
Ну что ж - после прослушанного миллионами телезрителей старинного романса "Не уходи, побудь со мною" в незатейливом, но искреннем до слез исполнении простой женщины-ткачихи, после энергичных стоматологических инициатив нового премьера на полях нашей родины, после фильма-тоста, произнесенного на всю страну нашим нравственным камертоном Никитой Сергеевичем Михалковым по случаю полуюбилея своего хорошего товарища, одного из граждан Российской Федерации, удивиться можно мало чему. Так что какой-то министр культуры, с завидным простодушием позволяющий себе публично вмешиваться в деятельность художественно-экспертного сообщества, воспринимается уже как дело вполне рядовое. Впервой, что ли? Мы что, Хрущева в Манеже забыли? Нет, не забыли мы Хрущева в Манеже. Мы не забыли. Но и они не забыли.
В середине 90-х годов - а в те непростые годы ни ткачих, ни поварих в телевизоре (уже или еще) не водилось - я присутствовал на одном культурном мероприятии в немецком городе Бремене. Среди прочих был там и тогдашний российский министр культуры. И тоже выступал. Что-то он говорил вполне министерское - про культурные связи двух великих народов, про взаимовлияния культур и всякое подобное. Потом, решив, видимо, влить в бочку чиновничьей патоки ложку дегтя, он сказал: "Я, честно говоря, несколько недоумеваю: почему многие немецкие издательства выбрали для издания таких-то и таких-то авторов, которых на родине и не знают особенно, в то время как существуют такие-то и такие-то чудесные, уважаемые на Родине писатели".
Ну, сказал и сказал. В зале сидели люди вежливые. Но после встречи на меня набросились мои немецкие знакомые. "Это что, - возбужденно говорили они, - это обычно для вас, это нормально, что министр, государственный служащий, позволяет себе высказывать публично свои симпатии или антипатии в области культуры?" Что я мог им ответить? Да, обычно. Да, нормально. Им непонятно. Да это и понятно, что непонятно: что русскому здорово... и т.д.
Это было давно, еще тогда, когда министры не то чтобы лезть в дела художественной жизни, заикнуться об этом не могли. Ну, разве что заикнуться. Нынешний министр Соколов разгулялся по буфету - благо общественная атмосфера тому вполне способствует. Речь идет о выставке "Соц-арт", которая недавно была показана на 2-й Московской биеннале современного искусства, а теперь должна открыться в Париже. Вся выставка разгневала министра, но особенно его огорчили "Синие носы" - дуэт Вячеслава Мизина и Александра Шабурова - и в частности их работа под названием "Эра милосердия", где изображены два целующихся милиционера.
Хороша эта работа или плоха, хороши эти художники или плохи, хороша выставка "Соц-арт" или никудышна, в данном случае не имеет ровно никакого значения. Мне, например, очень нравится. Кого-то воротит. Нормально.
Но вот только при чем здесь министр?
Выпуская на волю собственные вкусы, пристрастия и представления о прекрасном и безобразном, он искренне полагает, что если будет выставлено то, что ему кажется ужасным, то именно он, министр, несет за это ответственность перед историей отечественного и мирового искусства.
"После того как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, первое, что делает Россия, - она показывает там порнографию. Одно с другим никак не клеится", - сказал г-н Соколов. Во-первых, господин министр, никакой порнографии в этом нет, и вам, как человеку взрослому и кое-как просвещенному, пора знать, что такое порнография. А во-вторых, именно что клеится. В свободной современной стране прекрасно клеются и патриаршие "критерии духовности", и свободный, непочтительный, на грани хулиганства взгляд на мир.
А еще он сказал по поводу выставки: "Я заранее хочу сказать, что если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной". И добавил, что он "предпринял все что мог, для того чтобы она туда не поехала". Так вот, господин министр. За художников я не беспокоюсь. Напротив - вашими, господин министр, стараниями они прославятся на весь мир. А вот если выставка по вашей вине не появится в Париже, то это как раз и будет "тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной". Только не "нам", господин министр, а вам.


Дословно
Александр Блок (1880-1921)
Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение.
Мы умираем, а искусство остается. Его конечные цели нам неизвестны и не могут быть известны. Оно единосущно и нераздельно.
Я хотел бы, ради забавы, провозгласить три простых истины: Никаких особенных искусств не имеется; не следует давать имя искусства тому, что называется не так; для того чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать.
В этих веселых истинах здравого смысла, перед которым мы так грешны, можно поклясться веселым именем Пушкина.
Статьи по теме

Чем прозрачнее, тем прочнее
Искусство не может испугать взрослого человека. Он испытывает общество на вшивость, гражданина на взрослость, а границы (в том числе и границы, отделяющие жизнь от искусства) на прочность. А границы - это проверено нашим общим историческим опытом - чем прозрачнее, тем прочнее.

Лебединое болото
Китч - это то, что мучительно режет слух и глаз эстетически искушенного человека. Всегда было принято считать, что китч аполитичен. Это так и есть, если пренебречь тем обстоятельством, что трудно придумать что-нибудь более китчевое, чем язык политической риторики, где произносится одно, подразумевается другое, а выводы из всего этого делаются третьи.

Премьер-протезист
Эта история малоинтересна сама по себе. Но как один из симптомов того преобразований нашей общественной жизни очень даже годится. Друзья! Если в метро, или на автобусной остановке, или около пивного ларька вам встретится премьер-министр Зубков, не улыбайтесь ему, не надо.

Бомжи в Третьяковке
В зале новейших течений Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит выставка скандального объединения новосибирских художников "Синие Носы". Переодевшись в бомжей, они продолжают разрабатывать линию "идиотского искусства" и теорию "непосредственного выражения чувств". Проще говоря, валяют дурака.

Брутальный русский поп-арт
В Третьяковке на Крымском Валу будут экспонироваться самые яркие работы российских художников последних сорока лет, которые галерея вытащила из запасников, чтобы создать впечатляющую выставку "Русский поп-арт".