Ни слова о политике
Именно так было начертано на самодельном плакате, в течение нескольких лет провисевшем на стене в мастерской моего друга, художника. Это было в 70-е годы. Друг мой не то чтобы особенно боялся. То есть, разумеется, чуть-чуть не без этого: человек он был общительный, и в мастерской его постоянно ошивалась всякая публика, иногда совершенно случайная. Но главное было в другом: политика и разговоры о ней казались ему невыносимо скучными и никчемными.
Надо ли говорить, что его призыв если и достигал какой-либо цели, то скорее обратной. И не только потому, что любой разговор рано или поздно обязательно сворачивал на что-нибудь "этакое". Дело главным образом было в том, что манифестируемая моим товарищем аполитичность как раз и была самой что ни на есть политикой. В те времена, когда каждая, казалось, молекула несла в себе мощный идеологический заряд, любой человеческий жест воспринимался как жест либо за, либо против. А слово "аполитичный" было чуть смягченным синонимом слова "антисоветский". Фраза "аполитично рассуждаете, гражданин" звучала довольно-таки зловеще.
Знакомый рассказывал, как однажды его вызвали в школу, где училась его дочь. Завуч среди прочего говорила: "Понимаете, не знаю даже, как сказать поточнее. Но вот у вашей Кати выражение лица часто бывает какое-то несоветское". Сегодня объяснить, что значит "несоветское выражение лица", практически невозможно. А тогда это было очень даже понятно.
Но мы политикой не интересовались, и это было сознательной позицией. Именно аполитичность и была пусть и пассивным, но сопротивлением. Это четко осознавали мы, и это четко осознавали "они", видя наши "несоветские выражения лиц".
Впрочем, все это было давно. А теперь, как известно, другие времена. Совсем другие, уже хотя бы потому, что упомянутая мною ситуация с аполитичностью советских лет, развернулась буквально на 180 градусов. "Ни слова о политике" - это главный лозунг теперешней государственной идеологии. А другого нет и быть не может. Ибо нынешняя власть испытывает огромный, зияющий дефицит идеологии. То есть похоже, что у нынешней власти никакой идеологии нету вообще, а потому ее риторика являет собою малосъедобную кашу из взаимоисключающих компонентов - от ультралиберальных и рыночных до державно-имперских. Поэтому именно аполитичность – это нынешний мейнстрим, сознательно и целенаправленно поощряемый и культивируемый кремлевским агитпропом. Аполитичность – это, если угодно, и есть сегодняшний конформизм.
В далекие советские времена высказывание Бертольта Брехта о том, что "для искусства беспартийность означает принадлежность к господствующей партии", казалось мне верхом нелепости. Сегодня эта фраза звучит совсем по-другому. Нормально звучит. Во всяком случае, есть о чем подумать.
Да, я продолжаю полагать, что политика неинтересна, тупа и безрадостна. Особенно в периоды "стабильности", когда она является нам в виде таких искрометных телезрелищ, как задушевные беседы главы государства с выпускниками военных академий. Но получается, что официальная, гламурная, лоснящаяся аполитичность еще тупее и куда позорнее.
Всегда были люди – есть они и теперь, - умевшие читать партийные газеты между строк. Умевшие с большой степенью вероятности предсказывать новые назначения или изгнания по тому, кто с кем рядом стоял на Мавзолее или в каком порядке перечислялись имена тех, кто "встречал высокого гостя". Мой приятель, политический журналист с довольно сильным филологическим бэкграундом уверял, что драматургия кивков, шепотков и переглядываний в "коридорах власти" не менее захватывающа, чем Шекспир или Достоевский.
Не знаю, все может быть. Но я этим языком не владею, и мне он неинтересен. Но бывает так, что ты вдруг зачем-то понадобишься политике и она начинает говорить с тобой на твоем языке. Обычно это бывает раз в четыре года, когда тебя начинают кормить демьяновой ухой, когда назойливо зовут к столу, покрытому аккуратной скатеркой. Когда тебе вручают какую-то бумажку и показывают, в какую щелку ее совать. Ну вот, говорят тебе, спасибо за внимание. Извините, говорят, что побеспокоили. Завтра, говорят, у нас новая жизнь. "А у нас?" - тревожно интересуешься ты. Но тебя уже не слушают. Все, все, проходи, мешаешь, иди домой – мы там тебе сатиру-юмор-мультики включили. Будет надо - позовем.
А иногда политика начинает так заниматься лично тобой, что ты вскакиваешь и несешься к радиоприемнику или ныряешь с головой в мутную зыбь Интернета, или – пуще того – выбегаешь на улицу, размахивая лоскутом мануфактуры соответствующего случаю размера и расцветки по вкусу и сезону. Политикой я не интересуюсь. Но что считать политикой? Если политика – это когда участковый рвется в твою квартиру с целью "проверки паспортного режима", то не интересоваться этим довольно затруднительно. Если политика – это захват заложников, взрывы домов, бомбардировки городов и зачистки сел, то не замечать это есть безусловный признак социального аутизма.
А если политика – это отчетный доклад генерального секретаря на очередном съезде, то нормальный человек хотя бы из чувства умственной гигиены плотно закроет глаза и уши. И если политика - это совокупность и взаимодействие разного рода шкурных интересов разного рода лиц, называемых "политиками", то вот это - уж извините – к нормальному человеку отношения иметь не может.
Впрочем, не только слово "политика" требует разъяснений. Что подразумевается под понятием "нормальный человек", тоже не вполне понятно. Всегда хочется думать, что это ты и такие, как ты. Такое определение в силу предельной субъективности довольно зыбко. Но другого-то все равно нет.
Статьи по теме
Мы поехали за город...
Ведь именно в Троице-Лыкове в тридцатые годы были выстроены вдоль реки правительственные дачи для тогдашних тузов и шишек. Кто только не жил здесь в разное советское время – и Микоян, и Орджоникидзе, и Каганович.
Фальшивый купон – II
"Фальшивый купон" - это такая история Льва Толстого, где он пробует доказать, что добро неукоснительно порождает добро, а зло – зло. Мой жизненный опыт подобного толстовства не подтверждает – напротив. Приведу пару примеров.
Страховое обеспечение
Мы боялись, боимся и будем бояться. В детстве – чего-то одного, в отрочестве - другого, в юности - третьего, в старости – и вовсе четвертого. И единственное спасение наше вовсе не в сугубой бдительности, а напротив, в том, что мы при всем при том легкомысленны и фаталистичны, как жители острова Таити.
Новый эклектизм
Я с места в карьер прочел своей приятельнице небольшую лекцию о том, что в отличие от Европы английская мода начинается снизу. Вся идея: подхватить в уличной толпе, с заплеванного тротуара нечто экзотическое и вульгарное и превратить это в высший шик.
Могло бы быть и лучше
Я всегда думал, что в международных конференциях такого рода участвуют люди перечисленных профессий. И кого попало на них не пускают. А если пускают, то за какие-то особенные заслуги или крупный взнос. Так зачем это рекламировать по общедоступному телевизору?