Комическая история
Замечательная история приключилась на днях в городе Сыктывкаре, столице Республики Коми. Комическая история, позволим себе каламбур в духе Е.В. Петросяна, поскольку его тень незримо витает над сценой. И при этом история замечательно оптимистическая.
В городе Сыктывкаре есть все: президент, правительство (всерьез именуемое в местных СМИ "желтым домом") и даже уполномоченный по правам человека или, говоря по-русски, омбудсмен.
Омбудсменом в Сыктывкаре служит Леонид Вокуев. Впрочем, как пишут местные СМИ, омбудсменское кресло (или на чем там сидят омбудсмены, я не знаю) под г-м Вокуевым зашаталось. Не знаю, это ли послужило причиной дальнейших событий, но они развивались следующим образом: к г-ну Вокуеву на прием пришли инвалиды. Одна девушка и несколько мужчин. Эти инвалиды плакали и жаловались омбудсмену на группу t.А.Т.u.
Группа t.А.Т.u, если кто забыл, это такие две девушки, фактически дуэт; они поют пронзительными голосами несколько песен на разных языках. Песни повествуют о какой-то любви, как обычно. Года четыре назад группа t.А.Т.u была безумно популярна, потому что девушки были совсем молодые и изображали сложные отношения между собой. Дуэт даже был признан однажды группой месяца в Гвинее.
Потом девушки стали уже не очень, а просто молодые, тема отношений отошла на второй план, и вот в прошлом году группа t.А.Т.u выпустила новый альбом.
Этот альбом называется "Люди-инвалиды". В аннотации к альбому сказано следующее: "Они не знают, что значит быть человеком. Они - подделка на основе человекообразной болванки. Они не живут, а функционируют. Их функции описываются законами механики и еще четырьмя признаками: жестокость, глупость, жадность, подлость".
Альбом вышел в 2005-м, настал 2006-й, пролетели весна, лето, настала осень, пора сезонных обострений. В ноябре месяце заплаканные сыктывкарские инвалиды предстали пред ясные очи г-на Вокуева, который не замедлил дать делу ход. Туго разумея омбудсменские обязанности, Леонид Вокуев вступился за обиженных девушками инвалидов.
Тут сразу вспоминаются нам популярные в 90-е гг. шутки насчет американской политкорректности. Посмеивались российские интеллектуалы над заморскими чудаками, готовыми предпочесть при приеме на работу черную одноногую поклонницу раннего творчества группы t.А.Т.u. всяким белым праворуким шовинистическим мужским свиньям.
Оказалось, однако, что и сыктывкарская почва способна порождать цветы не хуже американских. В самом деле, если заплаканные инвалиды - не чистый плод шатания кресла, а реальные граждане, то омбудсмен Вокуев поступил вполне по-американски: повел решительную борьбу за права дискриминируемых меньшинств, в решительности своей преступающую грань здравого смысла.
Неизвестно, чем бы закончилась эта борьба (освежившая, кстати, интерес российских СМИ к группе t.А.Т.u.): думаю, прошли бы различные запланированные теледебаты, а потом девушки дали бы пару благотворительных концертов в пользу инвалидов, что, кстати, лично я бы только приветствовал). Но именно тут на сцену и явилась тень Е.В. Петросяна.
Да, в то самое время как г-н Петросян участвовал в ярмарке интеллектуальной литературы Non-Fiction, тень его непредсказуемо шагнула в Республику Коми и осенила Леонида Вокуева, омбудсмена.
К интервью, которое г-н Вокуев дал сотруднику "Зырянской жизни" Эрнесту Мезаку, г-н Вокуев явно не был готов. В отличие от Эрнеста, попытавшегося все же логическими аргументами победить местную политкорректность. Г-н Мезак ознакомил омбудсмена с текстом песни "Убить жида" (группа "Инструкция по выживанию").
И тут Леонид Вокуев всех удивил в первый раз. Он сообщил вот что:
- Если жид ко мне обратится и скажет, что меня оскорбили, я его буду
переубеждать. Жид - это слово нарицательное. Жидом можно назвать любого: и еврея и нееврея, и Ивана и Петра.
Тогда Э. Мезак, намекая на происхождение омбудсмена, заметил:
- Ижемцев, кстати, тоже жидами Севера называли.
Тень Петросяна скользнула по шторам и притаилась за столом омбудсмена, своим ответом удивившего всех еще больше:
- Да, - согласился уполномоченный по правам человека, - они тоже жиды. Тут
нет конкретизации. А инвалид - это уже конкретизация. В законодательстве у нас идет: инвалиды первой, второй, третьей группы. И когда мы говорим об инвалидах, то понимаем в прямом смысле этого слова, буквальном. Здесь две вещи разные. Вот если бы в тексте было: "Убить еврея", - здесь мы могли бы говорить об оскорблении национальности в целом. А жид - он и в Африке жид.
И омбудсмен засмеялся. А слова его стали повторять всякие СМИ, кому не лень. Совсем затюкали г-на Вокуева, наверное, действительно, отставка ему светит, но я уверен, что он найдет себе работу получше, чем прежняя.
Вдумчивый читатель, несомненно, спросит: что же оптимистического в этой истории? Как "что", читатель? Я намекнул выше на несколько сценариев, исходящих из конспирологических презумпций (продвижение группы t.А.Т.u., борьба под ковром сыктывкарского "желтого дома", да хоть бы и всемирный заговор инвалидов).
И все они оказались разрушенными: одно-единственное интервью сыктывкарского омбудс - прости Господи - мена продемонстрировало их тщету.
Всегда приятно увидеть воочию, как рассыпаются (с)ложные построения, как испаряется, подобно небольшой капле водки на поверхности чистого стола, наносная политкорректность при дыхании родной ерунды, при появлении тени Е.В. Петросяна.
P.S. Все слова, относящиеся к тем или иным группам людей, употребленные в этой заметке, не имеют оскорбительного значения. Это касается и индивидуумов. Особенно г-на Петросяна.