Универсальный содад
- Матвей, я люблю тебя! Ты первый русский журналист, с которым я разговариваю! - жизнерадостный голос Педро Айреша немного сбил меня с толку. Педро – основатель и гитарист португальской группы Madredeus. А коллектив этот уже без малого двадцать лет отличается бесконечной грустью в каждой песне.
Не лиссабонская история
Новый альбом Um Amor Infinito, по поводу которого и состоялась наша беседа, в этом смысле ничем от предыдущих не отличается. Потрясающее звучание классической гитары, сладкий женский вокал, очевидные корни в португальской традиции, своевременные вкрапления поп-музыки. И грусть.
- Что нового в звучании группы? – спрашиваю все-таки.
- Мой ответ на твой вопрос выглядит немного глупым: новое в альбоме – это новые песни.
Потом, правда, Педро нашел нужные слова:
- Это особая запись, она посвящена нашему родному Лиссабону. Городу, у которого много песен. Поэтому мы постарались быть особо оригинальными, даже изощренными в гитарных аранжировках.
Я вспоминаю, как Madredeus прославились на весь образованный мир. Десять лет назад Вим Вендерс снял "Лиссабонскую историю", для которой музыканты записали несколько своих песен. Кроме того, они еще и снялись в картине. "Это тоже было посвящение городу? - спрашиваю Педро Айреша. - Вам, как португальцам, оно понравилось?"
- То, что мы сделали для Вима Вендерса, не было посвящением Лиссабону, - отвечает гитарист. - Это была всего лишь звуковая дорожка к фильму. Да и сама картина – все-таки не о Лиссабоне, а о том, как снимают кино. Португальский зритель, кстати, не очень хорошо встретил этот фильм, хотя его несколько раз показали по ТВ. У нас считают, что Вендерс дал неполную картину: съемки проходили только в старой части города, а современный Лиссабон режиссер так и не показал. С другой стороны, во время зарубежных гастролей я разговаривал об этом фильме со многими людьми. И пришел к выводу, что "Лиссабонская история" – самый успешный фильм, когда-либо снятый в нашем городе.
Негрустная грусть
Нет, голос у Педро Айреша слишком жизнерадостный. Боюсь показаться неумным, но не могу не спросить:
- Вижу, ты веселый человек. А музыка Madredeus – грустная. Как, не тяжело выходить все эти годы на сцену исполнять печальные мелодии?
- Я бы не сказал, что наша музыка грустная. Она – сопровождение для слов, мыслей человека, она помогает выразить то, что чувствует его сердце. Это не меланхолия, не напускная грусть. Это рефлексия, или разговор с кем-то, кого ты очень хорошо знаешь и понимаешь. Кроме того, такова особенность классической гитары в Португалии, ее отличие от испанской музыки фламенко, или от бразильской традиции. У нас гитару используют куда мягче, и это сказывается на звуке и на музыкальном настроении. Когда слушаешь Madredeus, можно вообразить, что мы играем у тебя дома, потому что звучание очень мягкое и чистое.
- А как же знаменитый португальский содад (saudad)? – спрашиваю я. – Насколько я понимаю, это нечто вроде меланхолии, грусти. В русском языке, кстати, тоже есть непереводимое слово "хандра", которым мы гордимся...
Педро Айреш просит меня повторить по слогам. Интересуется деталями: когда эта хандра приходит, нравится ли нам хандрить, и зачем это вообще. А потом делает вывод:
- Нет, - говорит он, - содад это совсем не хандра. Содад – чувство, когда думаешь о чем-то, чего у тебя нет, но что хотел бы иметь. Ты не напрягаешься от своей грусти, потому что думаешь об отсутствии того, кого любишь. В этом различие.
Ага, понял.
Нетрадиционная традиция
Но не все понял. Спрашиваю:
- В Португалии большое количество групп, играющих или обрабатывающих традиционную музыку. Однако Madredeus – самая популярная из них. В чем ваше отличие от остальных исполнителей фаду?
- Madredeus – не группа фаду, - ставит на место Педро Айреш, - хотя мы и опираемся на традиционную музыку. А что касается настоящих исполнителей фаду, то они очень популярны в нашей стране. В Португалии есть целое движение, посвященное этой музыке и культуре, с ней связанной. Очень интересное движение. Почему они почти неизвестны за рубежом? Возможно, потому что это – очень личное. Кроме того, группы фаду не отличаются агрессивностью в своем продвижении. Большинство из них не очень любят путешествовать, потому что Португалия – очень красивая страна. И когда ты здесь, ты счастлив.
Да, если так, то Madredeus и вправду никакого отношения к фаду не имеют. Потому что эта группа как раз катается по всему миру.
- Что очень способствует нашей популярности, - пояснил Педро и раскрыл еще один секрет успеха:
- По звуку Madredeus отличается от других известных коллективов в музыкальной индустрии, хотя бы за счет необычных для поп-музыки инструментов. Кроме того, Madredeus не просто создает музыку. Наша идея в том, чтобы перенести настоящего лиссабонского музыканта в условия XXI века. В том числе – чтобы он был способен организовать свои гастроли.
- А в России будут гастроли? – спрашиваю.
- Я был бы очень рад сыграть в России, - оживился Педро, - В Москве или Петербурге. Я бывал где-то рядом – в Осло, в Стокгольме, а вот к вам не заезжал... Как ты думаешь, много людей ждут нашего концерта у вас в стране?
- Много.
- А ты на каком сайте работаешь, на музыкальном?
- Нет, скорее на политическом...
- Ну, может, хоть у политиков спросишь: вдруг, кто захочет нас пригласить.
Статьи по теме
Универсальный содад
Madredeus – самая известная португальская группа. Музыканты прославились хотя бы совместной с Вимом Вендерсом работой над "Лиссабонской историей". На днях вышел новый альбом Madredeus. Обозреватель Граней.Ру поговорил с основателем группы Педро Айрешем и выяснил, что фильм Вендерса португальцы не любят. А заодно – что такое лиссабонский музыкант XXI века и чем содад отличается от хандры.
Трей Ганн: Наш проект – как детская книга
12 октября в Центральном Доме Художника состоится концерт нового музыкально-мультимедийного проекта Quodia. Его участники – Трей Ганн, ранее игравший в King Crimson, и Джо Менделсон. 13 октября на той же сцене Трей Ганн выступит с группой Инны Желанной. Незадолго до приезда в Россию музыкант рассказал Граням.Ру о своем новом проекте.
Они играют все, а могут еще больше
Питерское трио A Bao A Qu (скрипка, бузуки, вокал, дарбука) играет произведения как старинных, так и современных композиторов. Посетители московского клуба "Билингва" смогли услышать северное пение в произведении итальянского композитора XVII века, флейту Пана в арии Папагено и еле уловимые дуновения в Норвежском танце Грига. Музыканты не пытаются воссоздать эпоху или сотворить смесь из различных стилей. Они просто играют музыку. Любую.
Поморский джаз и киргизы в Африке
С 2002 Фестиваль ЭТНА собирает в саду Эрмитаж любителей этнической музыки и ее исполнителей из России и других стран. Были опасения, что потрясшая всех внезапная смерть директора "Дома" Николая Дмитриева нарушит традицию. Однако фестиваль - пусть и слегка "опопсевший" - состоялся. И это перевешивает все его недостатки и неудачи.
Наша тасманская Зуля
В Москве выступит певица Зуля – главный деятель австралийской world music сцены. Странно, что такую звезду почти не знают в России. Это тем более удивительно, что Зуля в общем-то "наша". Она не только родилась и училась в СССР, но еще и поет на татарском и русском.
Пиво вместо кальяна
В неожиданный день - вторник, в столь же неожиданном месте - пивном ресторане "Тиньков", - выступила певица, которая у большинства знающих ее ассоциируется с воскресеньем, дастарханом и кальяном с яблочным табаком. Наташа Атлас живет в Лондоне и знаменита удачными работами с лучшими представителями британской электронной сцены.
Гитара для Омара
В Москву приезжает американский гитарист-виртуоз Омар Торрес, - "самые быстрые пальцы на Западном побережье" и "латинский Джимми Хендрикс". Его музыка - то, что обычно относят к категории "для души". А главная загадка, по мнению музыкального обозревателя Граней.Ру, - в том, как при всех этих сorazon`ах Торрес умудряется не быть слащавым и томным.