Поморский джаз и киргизы в Африке
Фестиваль ЭТНА, который проводит московский культурный центр "Дом", с 2002 года собирает на сцене сада Эрмитаж разных исполнителей, играющих этническую музыку, из России и других стран. Потрясшая всех внезапная смерть директора "Дома" Николая Дмитриева в начале апреля не нарушила эту недолгую традицию. И то, что фестиваль все же состоялся, пожалуй, и следует считать самым важным фактом прошедшей субботы, перевешивающим различные недостатки и неудачи.
Начался фестиваль, как водится, с опозданием. После отстройки звука на сцену вышел телеведущий Валерий Марьянов, которому предстояло осуществлять конферанс. Лучше бы он этого не делал. Не стану подробно распространяться по этому поводу, скажу лишь, что там, где у Дмитриева, который вел предыдущие фестивали, были парадоксальные шутки и безусловное знание дела, у Марьянова сквозила фантастическая пошлость и полное отсутствие осведомленности.
Первой выступала Зуля Камалова, исторической родиной которой является Татарстан, а местом проживания – Австралия. Она исполняла народные и собственные песни на татарском языке, снабжая их пояснениями, что, пожалуй, несколько мешало восприятию. Так же, как и неожиданный русский текст в одной из песен. Дело даже не столько в том, что он был чересчур безыскусен, а в том, что вообще приходилось отвлекаться на слова. В целом, то, что делала Зуля и аккомпанировавшие ей музыканты, можно было бы назвать этно-роком для начинающих. Уместно звучала скрипка в руках гитариста, индийские ударные табла у барабанщика, кубыз (варган по-татарски) у басиста. Иногда им удавалось даже завести публику. Однако во всем этом не хватало какого-то подлинного внутреннего стержня. Некоторое подобие его было заметно разве что в последнем номере, который Зуля исполнила а капелла.
Следом на сцене появилась петрозаводская группа "Ва-Та-Га". Трое из квартета (кроме контрабасиста Сергея Шеляпина, лишь иногда игравшего смычком) показывали чудеса мультиинструментализма. Гитарист Алексей Деревлев играл также на дудке (а в одном из джемов и на барабанах), барабанщик Александр Леонов, помимо стучания и шуршания по огромному набору ударных инструментов самых разных форм и размеров, включая металлический лист от рентгеновского аппарата, дул еще и в разные дудки. Лидер группы Александр Леонов играл на причудливых духовых, в большинстве похожих на жалейку, водил смычком по пилам и карельской скрипке йоухикко.
Большинство композиций группы начинались почти из ничего, ритм постепенно складывался из казавшихся беспорядочными звуков. Монотонный, слегка гнусавый голос Леонова, напевавшего поморские песни, звучал, как еще один инструмент, органично вплетавшийся в общую хитрую канву. Иногда Леонов, продолжая петь, вставал и отходил от микрофона, давая понять, что такая музыка может длиться и прекращаться, как ей самой заблагорассудится, не подчиняясь каким-либо ритмическим и мелодическим законам. В середине выступления "Ва-Та-Га" вдруг заиграла самый настоящий джаз, и очередная дудка Леонова зазвучала что твой саксофон. А затем музыканты вернулись в прежний ритм, подтвердив, что могут с легкостью переходить из одной музыкальной местности в совсем другую.
В выступлении вышедших на сцену третьими братьев Джунушовых из Киргизии довольно много было на потребу публике, но кубинский танец Вила-Лобоса на двух комузах и тамтамах звучал бесподобно. Братья также сыграли знаменитый рэгтайм Скотта Джоплина The Entertainer и полонез Огинского на бис.
Затем вышла группа венгерских цыган Parno Graszt и народ охотно пустился в пляс. Музыканты и вокалисты ансамбля, пожалуй, не заслужили бы отдельного упоминания, если бы не два человека. Один из двух гитаристов по ходу действия выходил из состояния, похожего на опьянение, постепенно начинал улыбаться, а под конец запел, причем его голос, не поставленный и даже местами фальшивый, звучал гораздо живее, чем красивые голоса его коллег. Самым же ярким персонажем в этом октете оказался Иштван Немет, который стучал по двум ведрам и в течение всех восемнадцати номеров без устали что-то ритмично выкрикивал. Со своими "чин, хоп, ха-хэй!" он по мощи стоил целого цыганского табора.
После выступления цыган неизвестно зачем на площадке перед сценой толпа молодых людей продемонстрировала свои умения в бразильском танце-борьбе капоэйра под электронную мешанину из околоэтнической музыки, привлекая желающих из публики. Впрочем, продолжалось это недолго, и, наконец, на сцене появились долгожданные африканцы – дуэт Cicadas from the South: Адамо Сиссоко из Буркина-Фасо и Эсаид Салман из Марокко. Первый стучал в барабан под названием джембе и играл на тыкве со струнами. Второй поначалу тоже стучал в барабан загнутыми палками, а затем заиграл на хитрой прямоугольной африканской бас-гитаре, на которой даже не было видно струн. Музыканты сперва создали африканское среднее арифметическое, а затем к ним присоединились участники группы "Ва-Та-Га" и Джунушовы, таким образом объединив чуть ли не всю этническую музыку.
Последний блок был исполнен болгарским Свадебным оркестром Иво Папазова, который, как показалось, и вовсе закрыл вопрос о границах между музыкальными стилями и направлениями. Привычный для традиционной балканской музыки дуэт из кларнета и аккордеона при поддержке синтезаторов, гитары, ударных и женского вокала легко переходил от попсы к народным танцам, а оттуда прямиком к самому настоящему атональному джазу. Не обошлось и без заигрывания с публикой – клавишник сыграл на смычковом инструменте Подмосковные вечера и Калинку.
Заявленная в программе знаменитая тувинская группа "Хуун-Хуур-Ту" до Москвы в полном составе не добралась, однако двое ее участников все же попели примерно две минуты. Этот небольшой сюрприз можно считать достойным финалом фестиваля.
В целом же, по опыту трех лет, можно констатировать, что фестиваль слегка попсеет, все больше приобретая вид легкого тусовочного мероприятия. На сей раз этому в большой степени способствовал потрясающе неуместный конферанс Марьянова и малообъяснимая капоэйра. Однако ничего плохого нет в том, чтобы люди отдыхали и расслаблялись в летний день под открытым небом под музыку киргизских виртуозов или венгерских цыган. А самое главное – чтобы культурный центр "Дом" продолжал жить и устраивать концерты и фестивали.
Статьи по теме
Поморский джаз и киргизы в Африке
С 2002 Фестиваль ЭТНА собирает в саду Эрмитаж любителей этнической музыки и ее исполнителей из России и других стран. Были опасения, что потрясшая всех внезапная смерть директора "Дома" Николая Дмитриева нарушит традицию. Однако фестиваль - пусть и слегка "опопсевший" - состоялся. И это перевешивает все его недостатки и неудачи.
Наша тасманская Зуля
В Москве выступит певица Зуля – главный деятель австралийской world music сцены. Странно, что такую звезду почти не знают в России. Это тем более удивительно, что Зуля в общем-то "наша". Она не только родилась и училась в СССР, но еще и поет на татарском и русском.
Бадма-Ханда под лимбэ
В ближайшую субботу в Москве выступит певица Бадма-Ханда - одна из лучших исполнительниц бурятских песен. Она собрала вокруг себя прекрасных музыкантов и, как уроженка Китая, обладает чутким и тонким слухом. А легкий налет провинциальной поп-эстрады Бадма-Ханда умудряется из недостатка обратить в достоинство, считает музыкальный обозреватель Граней.Ру.