Роберту Шекли стало лучше
Американский писатель-фантаст Роберт Шекли в четверг пришел в сознание, разговаривает и попросил отключить его от аппарата искусственного дыхания, передает агентство "Новости-Украина" со ссылкой на украинский телеканал "5 канал".
Шекли находится в одной из киевских больниц. Ранее, учитывая тяжелое состояние писателя, врачи ввели его в состояние искусственного сна для ускорения выздоровления.
Ранее в четверг сообщалось, что Шекли находится в критическом состоянии.
В частной клинике "Борис", где находится Шекли, врачи отказались давать любые комментарии о состоянии здоровья пациента, мотивируя это пожеланием родственников писателя.
76-летний писатель приехал в Украину три недели назад на Международную ассамблею фантастики. Во время посещения Одессы он простудился, в скором времени состояние его здоровья ухудшилось.
Шекли был госпитализирован с диагнозом "прогрессирующая дыхательная недостаточность". Несколько лет назад он перенес инфаркт.
Справка
Роберт Шекли
Роберт Шекли - классик американской фантастики, и самый острый на язык писатель-фантаст. Родился 16 июля 1928 года в Нью-Йорке. После окончания средней школы в городке Майплвуд, штат Нью-Джерси, в поисках лучшей доли уезжает в Калифорнию, где пробует свои силы в качестве рассыльного, буфетчика и садовника. В середине 40-х Роберт Шекли вступает в армию США. С 1946 по 1948 год служит редактором полковой газеты в оккупационных войсках в Корее. После демобилизации поступает в Нью-Йоркский университет на специальность инженера-металлурга и начинает мечтать о писательской карьере. В 1951 году заканчивает учебу и устраивается работать на авиационный завод. Вскоре его рассказы начинают успешно продаваться, и Шекли переходит в разряд профессиональных писателей.
В 1957 году Роберт Шекли женится на Зиве Витней. В конце 60-х годов вместе с женой и дочерью Элиссой он переезжают на Ибицу, один из Балеарских островов в испанском Средиземноморье. В последующие годы Шекли живет в Париже и Лондоне. Дважды женится и разводится.
В настоящее время проживает в США, город Портленд, штат Орегон. Мировая известность пришла к Шекли после выхода сборников рассказов "Гражданин в космосе", "Паломничество на Землю", "Ловушка для людей", "Робот, похожий на меня". Кроме того, на его счету несколько повестей (наиболее известны "Ордер на убийство", "Билет на планету Транай") и романов ("Обмен разумов", "Корпорация "Бессмертие", "Варианты выбора").
Довелось писателю поработать и в соавторстве: вместе с Роджером Желязны Шекли создал трилогию о демоне-неудачнике Аззи ("Принеси мне голову прекрасного принца", "Коль с Фаустом тебе не повезло" и "Театр одного демона"), совместно с Гарри Гаррисоном работал над циклом о Билле, Герое Галактики ("Билл, Герой Галактики, на планете закупоренных мозгов").
Не все знают, что Шекли — не только замечательный писатель, но и заядлый путешественник, объехавший половину Европы. В девяностых годах он побывал в России: дважды в Санкт-Петербурге, и один раз — в Екатеринбурге, на фестивале "Аэлита".
По материалалам "Новых известий", сайта "Мир фантастики"
Дословно
Роберт Шекли
Некоторые вещи, описанные в фантастических произведениях, действительно стали реальностью, но только потому, что идеи буквально носились в воздухе. Будущее же в принципе непредсказуемо. Мы живем в настоящем, а все прогнозы, утопии и антиутопии – не более чем игра воображения. Что действительно может дать человеку фантастика, так это чувство безграничной свободы и бескрайних возможностей – если что-то возможно в научно-фантастическом произведении, то когда-нибудь это воплотится в реальную жизнь.
Идеальное будущее всегда будет мечтой, причем недостижимой. Кто же признается, что уже дошел до светлого будущего? К чему тогда стремиться? О чем мечтать? В молодости человек с надеждой смотрит в будущее, в старости же все чаще оглядывается в прошлое.
Я, к примеру, скучаю по "веселым 60-м". Это было чудесное время для писателя. С детства, когда я прочел Хайнлайна и Мэритта, я мечтал зарабатывать на жизнь писательским ремеслом. И в 60-е это сбылось: все, что я писал, я продавал в журнал Galaxy, потому что у меня уже было имя, а они хотели от меня еще и еще. Я жил тогда в Гринвич Виллидж, сейчас это чудовищно дорогое место, а тогда цена, по которой сдавались квартиры в Нью-Йорке, контролировалась законом. Потом я получил работу в Голливуде и перебрался в Калифорнию, в Санта-Монику, это рядом с Лос-Анджелесом. Там я подружился с кучей очень милых людей, в частности с Харланом Эллисоном.
Я не скрываю, что всегда интересовался психоделическим движением – принимал много «кислоты», или ЛСД, курил марихуану. Еще у меня были близкие отношения со снотворным, потому что мне было трудно заснуть. А вот алкоголь – явно не мой наркотик. У меня был очень неудачный опыт во время войны в Корее. Как-то на Новый год мы пили бренди, и у нас было всего восемь конфет на закуску. На утро было так плохо, что после этого я несколько лет вообще не притрагивался к алкоголю. А сексуальная революция... В основном это происходило с другими людьми. У меня было три прекрасных и вполне законных сексуальных опыта. Но это все-таки не совсем мое.
Если же говорить в общем... Знаете, мы все тогда думали, что будем жить в либеральной Америке. После 11 сентября я в это уже не верю.
"Новые известия" 25.06.2004
Единая цивилизация - утопия. Скорее всего, мир будет состоять из небольших стран, каждая из которых будет жить по своим принципам. Потому что единая цивилизация предполагает единого правителя, а это невозможно в принципе.
Я не хочу навязывать никому свою точку зрения, да и вообще предсказать будущее с точностью невозможно. Это просто мое эмоциональное предчувствие, предпочтение. Мне нравятся разные люди в разных одеждах, их разная пища. Я большой путешественник. Что же касается убеждений, то церковь, например, проповедует всепрощение.
Я считаю, что разум покинул людей еще в первые дни Французской революции. А большинство писателей, фантастов в том числе, сейчас часто пишут о том, что наш разум во многом зависит от эмоций. Эмоции же, которые бушуют в нынешнюю эпоху неопределенности, ведут к хаосу. Теория хаоса сейчас очень популярна. Так что о гуманизме, прагматизме или расизме говорить пока сложно. Может быть, мир вообще исчезнет с лица Земли в результате какого-то катаклизма. К сожалению, очень много физических факторов, которые способны спровоцировать глобальную катастрофу. Но люди очень мало делают, чтобы ее избежать. Чтобы мир выжил, надо ему помогать.
Я не ожидаю, что люди когда-нибудь станут святыми. Но мне кажется, что цивилизация постепенно приведет людей к тому, что они станут менее эгоистичными и более щедрыми. Я надеюсь, вместо того чтобы говорить "дай", они все чаще будут говорить "возьми".
"Ивестия" 06.08.2003