Четный фестиваль
Теория эта принадлежит одному моему другу-киноману, аккуратно отслеживающему ММКФ с 1997 года. Сначала фестиваль проводили раз в два года, но потом - то ли от страсти к тусовкам, то ли от избытка денег, - решили сделать ежегодным. С тех пор фестиваль, проводящийся в четные годы, больше походит на хилый бонус-трек к тому, который по нечетным.
Чуда не произошло и на этот раз – ММКФ-2004 оказался постыдно слабым. Конкурсная программа, которая и в лучшие годы не отличалась обилием шедевров, на этот раз была представлена рядом фильмов уровня "обнять и плакать".
Будь то развесистая шпионская клюква с Рупертом Эвереттом "Иная лояльность", либо натужная философская притча "Кожа земли", или азербайджанская картина с сакраментальным названием "Национальная бомба", сделанная по надоевшему принципу "не о чем снимать - снимай про то, как искал на кино деньги". Все плохо.
Вне конкурса тоже разброд и шатание: четыре звездные премьеры – Тарантино, Альмодовар, Кустурица и Гэс Ван Сэнт - на фоне большей частью проходных картин всех стран и народов. Единственным плюсом стали, пожалуй, только ретроспективы таких метров как Александр Клюге, Алекс ван Вармердам и Робер Лепаж.
Все начиналось с обычных эйфории и азарта - люди смотрели по 7-8 фильмов в день, жадно спорили в курилках. Однако с каждым днем становилось все яснее, что смотреть на самом деле нечего. И критики уже не стеснялись поднимать трубки и говорить прямо в зале - или сидеть вместо просмотра в ближайшем кафе и по-стариковски ворчать.
И вот на третий-четвертый день фестивальной публикой овладела скука и апатия, следствие которой можно было наблюдать и на церемонии закрытия. Выходили, получали призы, говорили "спасибо" и уходили. Всем уже было все равно.
Михалков, который в лучших брежневских традициях лез целоваться ко всему, что движется, пытался выдать фестиваль за торжество российского кино. Его, мол, посмотрели аж 30 тысяч человек. Однако скорее это было торжеством административного ресурса. Дело в том, что "российская" программа шла в прайм-тайм и в обширных залах Дома кино.
Эти обширные залы, кстати, были отнюдь не битком. Зато в агонизирующем Музее кино в это время, к примеру, показывали цикл американского авангардиста Мэтью Барни. Народ буквально свисал с люстр.
Обсуждая конкурсный фильм "Иная лояльность", все с гоготом вспоминали киношный ляп – 70-е годы, СССР, замызганная квартира, а за окном нарочито торчит храм Христа Спасителя. Еще кто-то вспомнил, что видел в кадре несколько современных машин, но подумав добавил: "впрочем, это уже мелкие придирки..." И действительно, незачем придираться по мелочам, посмотрим в глаза правде: да, фестиваль не удался, конкурс скучен, внеконкурсная программа организована плохо, но зато призы розданы по заслугам.
Гран-при получил фильм Дмитрия Месхиева "Свои". Это далеко не лучшая картина режиссера. Однако при всех своих многочисленных недостатках смотрелась она на общем фоне хорошо. Хотя бы на фестивальное кино похоже. А Богдан Ступка гениально сыграл в "Своих" роль деревенского полицая, за что и отхватил приз за "главную мужскую".
"Бунт свиней", получивший специальный приз жюри, оказался по-детски задорным и уж никак не скучным. Даже несмотря на некоторую наивность сюжета, которую можно списать на молодость таллинских дебютантов.
...Фестиваль закончился. Можно вздохнуть свободно и постараться забыть о нем, как забыли о позоре ММКФ-2002 или 2000. Самый темный час бывает перед рассветом. Судя по глубине провала этого фестиваля, следующий обещает переплюнуть Каннский.
Справка
Главные награды московских кинофестивалей прошлых лет
1935
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ: Программа "Ленфильма" (СССР): ЧАПАЕВ (реж. Георгий и Сергей Васильевы), ЮНОСТЬ МАКСИМА (реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг), КРЕСТЬЯНЕ (реж. Фридрих Эрмлер)
ПРЕМИИ: ПОСЛЕДНИЙ МИЛЛИАРДЕР (Франция, реж. Рене Клер), Программа мультфильмов УОЛТА ДИСНЕЯ (США)
1959
БОЛЬШОЙ ПРИЗ: СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА (СССР, реж. Сергей Бондарчук)
ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ: МЫ - ВУНДЕРКИНДЫ (ФРГ, реж. Курт Хофман), НАСТАНЕТ ДЕНЬ (Пакистан-Великобритания, реж. Аджай Кардар), БЕГСТВО ИЗ ТЕНИ (ЧССР, реж. Иржи Секвенс)
1961
БОЛЬШОЙ ПРИЗ: ГОЛЫЙ ОСТРОВ (Япония, реж. Канэто Синдо) и ЧИСТОЕ НЕБО (СССР, реж. Григорий Чухрай)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗОЛОТАЯ ПРЕМИЯ: ВСЕ ПО ДОМАМ (Италия-Франция, реж. Луиджи Коменчини)
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: ПРОФЕССОР МАМЛОК (ГДР, реж. Конрад Вольф),
КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ (НРБ, реж. Бинка Желязкова)
1963
БОЛЬШОЙ ПРИЗ: ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ (Италия-Франция, реж. Федерико Феллини)
ЗОЛОТЫЕ ПРЕМИИ: СМЕРТЬ ЗОВЕТСЯ ЭНГЕЛЬХЕН (ЧССР, реж. Ян Кадар и Эльмар Клос) - впоследствии этот факт вымарывался из справочных изданий, КОЗАРА (СФРЮ, реж. Велько Булайич),
ИСПОРЧЕННАЯ ДЕВЧОНКА (Япония, реж. Кирио Ураяма)
1965
БОЛЬШОЙ ПРИЗ: ВОЙНА И МИР (СССР, реж. Сергей Бондарчук),
ДВАДЦАТЬ ЧАСОВ (ВНР, реж. Золтан Фабри)
ЗОЛОТЫЕ ПРЕМИИ: НЕБО НАД ГОЛОВОЙ (Франция-Италия, реж. Ив Чампи), ПОКУШЕНИЕ (ЧССР, реж. Иржи Секвенс)
1967
БОЛЬШОЙ ПРИЗ: ЖУРНАЛИСТ (СССР, реж. Сергей Герасимов),
ОТЕЦ (ВНР, реж. Иштван Сабо)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗОЛОТАЯ ПРЕМИЯ: ОТКЛОНЕНИЕ (НРБ, реж. Гриша Островский и Тодор Стоянов)
ЗОЛОТОЙ ПРИЗ: В СЕЛЬВЕ НЕТ ЗВЕЗД (Перу, реж. Армандо Роблес Годой)
1969
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: ЛУСИЯ (Куба, реж. Умберто Солас), СЕРАФИНО (Италия-Франция, реж. Пьетро Джерми), ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА (СССР, реж. Станислав Ростоцкий)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ: Режиссер Иван Пырьев ("Братья Карамазовы", СССР) - посмертно
1971
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: ПРИЗНАНИЕ КОМИССАРА ПОЛИЦИИ ПРОКУРОРУ РЕСПУБЛИКИ (Италия, реж. Дамиано Дамиани), СЕГОДНЯ ЖИТЬ, УМЕРЕТЬ ЗАВТРА (Япония, реж. Канэто Синдо), БЕЛАЯ ПТИЦА С ЧЕРНОЙ ОТМЕТИНОЙ (СССР, реж. Юрий Ильенко)
ЗОЛОТАЯ ПРЕМИЯ: За режиссуру - Анджей Вайда ("Березняк", ПНР)
1973
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - СВОБОДА! (СССР, реж. Витаутас Жалакявичюс), ЛЮБОВЬ (НРБ, реж. Людмил Стайков),
Режиссер Стенли Крамер ("Оклахома как она есть", США)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ: УБИЙСТВО МАТТЕОТТИ (Италия, реж. Флорестано Ванчини), ПЯТОЕ НАСТУПЛЕНИЕ (СФРЮ, реж. Стипе Делич), ТЕ ГОДЫ (Мексика, реж. Фелипе Касальс)
1975
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ (ПНР, реж. Анджей Вайда),
ДЕРСУ УЗАЛА (СССР-Япония, реж. Акира Куросава),
МЫ ТАК ЛЮБИЛИ ДРУГ ДРУГА (Италия, реж. Этторе Скола)
1977
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ (ВНР, реж. Золтан Фабри),
КОНЕЦ НЕДЕЛИ (Испания, реж. Хуан Антонио Бардем),
МИМИНО (СССР, реж. Георгий Данелия)
1979
ПОЧЕТНЫЙ ЗОЛОТОЙ ПРИЗ: ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЕКСИКА! (СССР, снят в 1931-32 годах, смонтирован в 1979-м, реж. Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров, оператор Эдуард Тиссэ)
ЗОЛОТЫЕ ПРЕМИИ: ХРИСТОС ОСТАНОВИЛСЯ В ЭБОЛИ (Италия-Франция, реж. Франческо Рози), СЕМЬ ДНЕЙ В ЯНВАРЕ (Испания-Франция, реж. Хуан Антонио Бардем), КИНОЛЮБИТЕЛЬ (ПНР, реж. Кшиштоф Кещьлёвский)
1981
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: ВЫЖАТЫЙ ЧЕЛОВЕК (Бразилия, реж. Жуан Батиста ди Андради), ОПУСТОШЕННОЕ ПОЛЕ (СРВ, реж. Нгуен Хонг Шен),
ТЕГЕРАН-43 (СССР-Франция-Швейцария, реж. Александр Алов и Владимир Наумов)
1983
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: АМОК (Марокко-Гвинея-Сенегал, реж. Сухейль Бен Барка), АЛЬСИНО И КОНДОР (Никарагуа-Куба-Мексика-Коста-Рика, реж. Мигель Литтин), ВАССА (СССР, реж. Глеб Панфилов)
1985
ЗОЛОТЫЕ ПРИЗЫ: ИДИ И СМОТРИ (СССР, реж. Элем Климов), АРМЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ (США, реж. Норман Джуисон),
КОНЕЦ ДЕВЯТИ (Греция, реж. Христос Шопахас)
1987
ЗОЛОТОЙ ПРИЗ: ИНТЕРВЬЮ (Италия, реж. Федерико Феллини)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ: КУРЬЕР (СССР, реж. Карен Шахназаров),
ГЕРОЙ ГОДА (ПНР, реж. Феликс Фальк)
1989
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: ПОХИТИТЕЛИ МЫЛА (Италия, реж. Маурицио Никетти)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ: ПОСЕТИТЕЛЬ МУЗЕЯ (СССР-Швейцария-ФРГ, реж. Константин Лопушанский)
1991
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: ПЕГИЙ ПЕС, БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ (СССР-ФРГ, реж. Карен Геворкян)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ: СТРАХОВОЙ АГЕНТ (Канада, реж. Атом Эгоян), НЕВЕСТЫ (КНР, реж. Ван Цзинь)
1993
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: Я - ИВАН, ТЫ - АБРАМ (Франция-Беларусь, реж. Иоланда Зоберман)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ: БАРАБАНИАДА (Россия-Франция, реж. Сергей Овчаров)
1995
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ - не присужден
СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ ЗА РЕЖИССУРУ:
Режис Варнье ("Французская женщина", Франция-Великобритания-ФРГ), Милан Штайндлер ("Спасибо за каждое новое утро", Чехия)
1997
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: КОМНАТА МАРВИНА (США, реж. Джерри Зэкс)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ: МАТЬ И СЫН (Россия-ФРГ, реж. Александр Сокуров)
1999
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: ЖАЖДА ЖИЗНИ (Япония, реж. Канэто Синдо)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ: ЧАС ХРАБРЕЦОВ (Испания, реж. Антонио Мерсеро)
2000
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: ЖИЗНЬ КАК СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ, ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ (Польша-Франция, реж. Кшиштоф Занусси)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ: Актерский ансамбль в фильме ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД (Россия, реж. Виталий Мельников)
2001
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: ФАНАТИК (CША, режиссер Генри Бин)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: ПОД КОЖЕЙ ГОРОДА (Иран, режиссер Рахшан Бани Этемад)
2002
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: ВОСКРЕСЕНИЕ (Италия-Франция, режиссер Паоло Тавиани, Витторио Тавиани)
2003
ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ: БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ (Италия-Испания, режиссер: Мигель Эрмосо)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ: КОКТЕБЕЛЬ (Россия, режиссеры: Алексей Попогребский, Борис Хлебников)
Статьи по теме
Четный фестиваль
С тех пор как Московский кинофестиваль стали проводить раз в год, наблюдается закономерность: ММКФ, проводящийся в четные годы, больше походит на хилый бонус-трек к тому, который по нечетным. Как считает Тихон Корнев, чуда не произошло и на этот раз: конкурс был скучен, внеконкурсная программа организована плохо. Одно только хорошо - призы розданы по заслугам.