Также: Кино, Культура | Персоны: Антон Долин

статья Вот кто-то с горочки спустился

Антон Долин, 18.01.2006
Антон Долин

Антон Долин

Свершилось предсказуемое и предсказанное. На церемонии вручения престижнейших, уступающих только "Оскару" и его же, как правило, предсказывающих американских кинопризов "Золотой глобус", которые традиционно открывают заокеанский премиальный марафон, лучшей драмой и лидером по числу полученных статуэток стал фильм Энга Ли "Горбатая гора". Он получил четыре "Глобуса" - как лучший фильм в одной из двух категорий (в другой - "комедия или мюзикл" - победила музыкальная картина "Переступить черту", о кантри-легенде Джонни Кэше), а также за режиссуру, сценарий и лучшую песню. В таких фильмах, как "Горбатая гора", песня очень важна: последний сигнал, по которому зрители, как павловские собачки, начинают рыдать или по меньшей мере растроганно сморкаться в носовые платки.

Трудно не заметить тенденции, на которую указывают многие наблюдатели. Главным фильмом года по версии "Золотого глобуса" признана любовная драма о гомосексуальных взаимоотношениях двух ковбоев из Вайоминга, лучшим драматическим актером стал Филип Сеймур Хоффман за роль гей-иконы Трумэна Капоте в картине "Капоте", а Фелисити Хаффман получила приз за лучшую женскую роль в драме, сыграв трансвестита в фильме "Трансамерика". Даже не видев всех этих фильмов, отечественные консерваторы неизбежно обвинят Америку в демонстративном потакании сексуальным меньшинствам.

И будут не правы. Начать с того, что ненавистная нам политкорректность – большое достижение западной цивилизации. Все радикалы, нападающие на нее, могут позволить себе роскошь подобных нападок лишь потому, что политкорректность укоренена в умах американцев и европейцев как своего рода основной инстинкт. Сколько ее ни критикуй, основ все равно не поколеблешь. И актеров, играющих гомосексуалистов и трансвеститов, американцы (равно как иностранные журналисты, аккредитованные в Голливуде, которые и присуждают "Золотой глобус") награждают не за сексуальную ориентацию, а за профессиональные достижения.

Кстати, пару Хаффман-Хоффман уравновешивает другая пара, вполне гетеросексуальная: Риз Уизерспун и Хоакин Феникс, которые награждены в качестве лучших комедийно-музыкальных артистов фильма "Переступить черту". Так что общая картина выходит не такая уж тенденциозная, даже пестрая. Есть ведь еще и Джордж Клуни, получивший "второплановый" "Глобус" за роль в "Сириане", и Рэйчел Уайз, наконец-то добившаяся серьезного признания благодаря "Преданному садовнику" Фернандо Мерельеша. Респектабельности добавляют сэр Энтони Хопкинс с почетным трофеем и вечный композитор Голливуда Джон Уильямс, удостоенный не вполне заслуженного приза за маловыразительную музыку к "Мемуарам гейши".

Еще пару слов о политкорректности. Без нее не обошлись, выдвигая в номинации "лучший фильм на иностранном языке", а затем награждая "Золотым глобусом" палестинскую драму "Рай сейчас". Российским зрителям эта поучительная картина практически незнакома, если не считать немногочисленных счастливцев, попавших в самом начале прошлого Московского фестиваля на единственный ее сеанс. А фильм крайне любопытный. Сделан он палестинцем Хани Абу-Асадом на чисто палестинский же сюжет: судьба двух камикадзе из Хеврона, направленных с полными карманами взрывчатки в Тель-Авив, показана с их же, смертников, точки зрения.

Денег у Палестинской автономии не слишком много (во всяком случае на кино), и потому среди продюсеров, вложившихся в этот проект, есть немцы, французы и голландцы. Неудивительно, что на прошлом Берлинском фестивале "Рай сейчас" получил парадоксальный приз "Голубой ангел" как лучший европейский фильм. Но дело, конечно, не в этом. Награждая такую картину, жюри "Золотого глобуса" фактически констатирует переориентацию политических пристрастий американского киноистеблишмента. Меж тем приз достался тенденциозному, но крайне талантливому фильму. Достался заслуженно. Во всяком случае, в израильском кино уже давно не было произведено на свет ничего сопоставимого по художественной силе и убедительности.

Кадр из фильма ''Горбатая гора'' И все-таки этот эффект – побочный, в чем убеждает выбор тем же жюри фаворита, "Горбатой горы" Энга Ли. В чем художественные достоинства этой душещипательной истории, уже награжденной в Венеции "Золотым львом" и почти наверняка ожидающей "Оскара", остается лишь гадать. Фильм затянут, помпезен, консервативен, начисто лишен формальной оригинальности и даже намеков на юмор. Зато в нем есть иные плюсы, о каждом из которых можно догадаться, взглянув на постер "Горбатой горы" и просмотрев в Интернете подборку публикаций о фильме (смотреть его при этом не обязательно).

Во-первых, снял его тайванец, получивший постоянную голливудскую прописку. Награждая такого умельца – в который уже раз, после "Разума и чувств" и "Крадущегося тигра, затаившегося дракона", - американцы постулируют мультикультурные достоинства нации. Во-вторых, своеобразному пересмотру в "Горбатой горе" подвергается самый главный и едва ли не самый старинный из американских киножанров - вестерн. В третьих, впервые в истории крупнейшей мировой киноиндустрии главным фильмом года признается история гомосексуальной любви. Немаловажно и то, что героев-любовников играют два молодых любимца публики, каждый из которых в реальной жизни гетеросексуален, – Хит Леджер и Джейк Гилленхал.

Подобный знаковый инцидент уже был на "Оскарах" тринадцать лет назад, когда лучшим фильмом признали скверную картину Джонатана Демме "Филадельфия". Но тогдашний секс-символ Том Хэнкс играл гомосексуалиста именно для того, чтобы вся страна согласилась: какой бы ты ни был сексуальной ориентации, ты имеешь право быть американцем наравне с остальными. "Горбатая гора" постулирует преимущество гомосексуалистов над остальным человечеством как минимум в одной области - в области нежных чувств. Столь громкое заявление, видимо, извиняет все несовершенства фильма.

Нашим режиссерам – взять на заметку: русская чернуха перестала цениться во внешнем мире, зато рецепт Энга Ли вненационален и универсален. Будем начеку. Того гляди мировое кино поменяет ориентацию, а мы опять останемся в стороне.

Антон Долин, 18.01.2006