vnovodvorskaya: Блог
Ответ Павлу Литвинову
Уважаемый Павел,
мне очень прискорбно видеть, что Вы сегодня выходите на другую площадь, совсем не на ту, на которую Вы вышли в августе 68-го, когда с попустительства этого самого народа и при его активном соучастии советские танки переехали чешскую свободу, что Вам, по-моему, в тот день не очень понравилось. Я давно заметила, что эмигранты, не вернувшиеся в свою несчастную страну, как это сделал мой коллега по "Новому времени" Кронид Любарский, как только такая возможность у него появилась, начинают испытывать ностальгические чувства по советской действительности и задним числом влюбляются в советский народ, который равнодушно взирал на то, как их тащили в тюрьму и в ссылку - как Вас, уважаемый Павел.
Вокруг тогдашнего предложения Андрея Дмитриевича было очень много дискуссий. Диссиденты активно ему возражали. Но меня в числе возражающих не было.
Защищать память Андрея Дмитриевича нужно не от меня. И мне непонятно, почему Вы считаете его смелые слова и предложения, за которые его могли отправить гораздо дальше Горького, позорными. Это, по-моему, один из самых лучших поступков его жизни. Если Вы не верите мне, найдите в той части света, где Вы уже очень давно пребываете, Елену Георгиевну Боннэр и спросите у нее.
Я предпочла бы услышать из Ваших уст что-нибудь по поводу необходимости вывода российских войск из Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, что-нибудь о недопустимости обамовской перезагрузки отношений с путинской Россией, что-нибудь ироническое по поводу медведевской "оттепели", что-нибудь о том, как бы отдать Японии краденые у нее острова. Мне очень грустно, что Вам больше нечего сказать, кроме того, что Вы сказали.
10 лет. Итоги
1) Назовите 5 ключевых слов/выражений последнего десятилетия.
Бабло, откат, замочить, отоварить дубиной по башке, суверенная демократия.
2) Как бы вы назвали книгу (фильм) о прошедшем десятилетии?
"Россия № 6".
3) Кого можно считать героями и антигероями десятилетия?
Герои: Сергей Юшенков, Анна Политковская, Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Светлана Бахмина, Сергей Магнитский.
Антигерои: Путин, Медведев, Сурков, Грызлов, Жириновский, Зюганов, Гозман, Белых.
4) Какие события в жизни страны за эти 10 лет были самыми важными лично для вас?
Вторая чеченская война, создание "Либеральной России", убийство Сергея Юшенкова, смерть Егора Гайдара, сдача СПС Кремлю Гозманом, Белых, Чубайсом и компанией, нападение России на Грузию.
Нужна ли 282-я?
Спор этот так же стар, как наш демократический мир, на заре которого принимался этот закон. Тогда самые дальновидные предупреждали, что он амбивалентен, что в яму, которую роем другим, можем угодить сами. Тогда невозможно было представить, что этот закон будет применяться не против фашистов и коммунистов, а против демократов. Я и сама отведала этой 282-й статьи - меня обвиняли в разжигании ненависти между русскими и совками, между российской армией и чеченским народом.
В нормальной ситуации, когда в стране твердая, стабильная либеральная демократия, а враг бежит-бежит-бежит, для того чтобы добить врага, как было сделано в Германии, можно смело применять подобные статьи: тем, кто утверждает, что Холокоста не было и Гитлер был милым парнем, можно давать за это 4 года. Но это возможно только там, где эта статья не станет амбивалентной, где у власти не враги демократии.
Более того, молодые демократии, которые хотят отделаться от советской шелухи, должны применять законы о запрете советской символики - этот вопрос решен, там у власти стоят антисоветчики.
В нашей ситуации не может быть однозначного ответа. Разумеется, за человеконенавистнические взгляды, которые высказываются в печати, в газетах типа "Завтра", преследовать нельзя. Другое дело, что ни одно приличное издание не должно это печатать - пусть издают свои газеты, пусть делают свои каналы, люди будут знать, что это фашистской канал. Цивилизованные люди не должны иметь никакого с ними общения.
Другое дело - публичные выступления. Это не только вызов, это угроза для тех, к кому это относится. Как себя будут чувствовать евреи, если разрешить ходить с лозунгами "Евреев в крематорий"? Как себя будут чувствовать чеченцы, если разрешить ходить с лозунгам "Все чеченцы бандиты"? Как себя будут чувствовать нормальные граждане, если коммунисты ходят на выборы в этой стране? Они не будут себя чувствовать в безопасности.
Правильный путь - люстрация, запрет коммунистической и фашистской деятельности: в образовании они не участвуют, государством управлять не могут и в школах не преподают. А остальное можно позволить. Не надо сжигать "Майн кампф", произведения Маркса, Энгельса и Ленина. Пусть любители покупают это в специальных лавочках, киосках экстремистской литературы.
Это равносильно запрету порнографии - ее нельзя запрещать, но нельзя выставлять на всеобщее обозрение. В принципе коммунистическая и фашистская деятельность преступная. А вот сажать в тюрьму за статьи, за мнения, конечно, нельзя. Достаточно запретить публичный выход на площадь, не допускать участия в выборах, применять люстрацию.
Но сегодня этот вопрос не может быть решен, потому что у власти не либералы. Сейчас либералам надо скрестить руки и защищать своих. Тесака я защищать не буду - пусть сидит до морковкина заговенья.
Если когда-нибудь у нас будет демократия, следует запомнить, что сажать за слово нельзя. Можно просто оградить от этого граждан, как это сделали в свое время немцы при денацификации. Но к нашему государству неприменимы никакие рецепты. В нашем государстве с самого начала нужно было знать, что нельзя принимать репрессивные статьи по поводу мнений. Мы не одержали тогда решительную полноценную победу, у нас не было сил. Теперь надо найти золотую середину - защищать исключительно своих. Если кто-то хочет заняться таким идиотизмом, как защита фашистов, которые требовали, чтобы Россия была для русских, - я не присоединюсь к этой кампании.
То есть сейчас - вооруженный нейтралитет. Государство не наше, власть не наша, тюрьмы не наши, и сажаем туда не мы. У власти враги демократии, и все, что они делают, не может быть ко благу. Даже если они одной рукой сажают фашистов - другой они утверждают этот фашизм, завоевывая Грузию, преследуя журналистов. Поэтому, как говорится у Бабеля, "холоднокровней, Маня".