norstein: Блог
Письмо мэру Собянину
Уважаемый Сергей Семенович!
Это письмо в дополнение к обширному письму за подписью деятелей культуры, в том числе и моей, в связи с тем, что власти ЦДРИ (Центральный дом работников искусств) проявляют своеволие, желая выставить вон творческое объединение клуб "АРТ'ЭРИА". Это объединение в течение многих лет в стенах ЦДРИ осуществляет культурную и просветительскую деятельность, о чем подробно изложено в том письме. Я о другом. Поздравляя с Днем города, Вы написали о Москве как о признанном мировом культурном центре. Внешне оно, конечно, так. И музеи, и театры. Звучит музыка. Но позвольте не согласиться по существу. Я не в качестве задорной полемики - дескать, возразил самому мэру. Я о фактах, о невидимых миру делах. Несколько лет назад (это было при городничестве Лужкова) в Москве был закрыт Музей кино (его временно приютил Мосфильм). Мы – страна великого кинематографа, но при этом Москва – единственная столица в мире, где нет Музея кино.
Под надуманными предлогами был закрыт Дом скульпторов (1-й Спасоналивковский пер., 4), который они сами, между прочим, поднимали из руин. Сколько ни пытались воевать творцы, разговор с ними был коротким. Кому-то приглянулось местечко. Ну, а юристы всегда найдутся, все зависит от цены вопроса. Был отобран у художников-графиков дом И.И. Нивинского (ул. Гиляровского, 38), завещанный вдовой художника Союзу художников.
Отбирались мастерские, а если художник был строптив, устраивали пожар. У моего друга художника Леонида Писарева сгорела мастерская, а вместе с ней сгорел подлинник Роберта Фалька. Легко все списать на пожар, а пуще того – обвинить художника в неосторожном обращении с огнем. В доме мастерских МОСХа (Брянская ул., 2), мастерские пытались отбирать прямо при помощи оружия. И говорили ветеранам – академикам примерно так: "Ты, папаша, до дня Победы покантуйся, а дальше с песнЯми...".
Я не шучу. Не верите? Можете справиться у художника Бориса Неменского или у других, кто много лет трудился в мастерских. И только сопротивление одного из владельцев мастерской в этом доме повернуло ситуацию. Не нужно объяснять, что подобный наглый захват не мог проводиться без молчаливой поддержки сверху.
Теперь вот ЦДРИ. В течение 20 лет в центре Москвы в бездействии простаивает и постепенно ветшает зал мест, наверное, на 500. Я знаю этот зал, поскольку в 1986 году там был мой вечер. А до этого я не раз бывал там на различных художественных акциях, а в детстве ходил в этот зал на новогодние праздники. Почему гниет зал, понять трудно. Очевидно, ждут, когда там окончательно все рухнет, чтобы устроить там очередной бутик, или ресторан, или стриптиз-клуб.
Но я пишу сейчас о другом зале под крышей ЦДРИ – где проходят творческие вечера клуба "АРТ'ЭРИА": выставки, встречи с художниками, музыкантами, учеными, поэтами. Этот лакомый кусок начальство ЦДРИ хочет прикарманить и рассматривает этот зал едва ли не как свою частную собственность. Хотя речь идет о государственном помещении.
Судя по тому, с какой наглостью проводится акция, можно подумать, что руководство ЦДРИ поддерживается кем-то "сверху" или же просто хотят взять "на испуг", как обычно делается у нас в стране. И это вместо того, чтобы поддерживать любые творческие деяния, связанные с просвещением. Конечно, бордель будет всегда прибыльнее выставочного зала. Но все же почему-то мы судим о культурном уровне не по количеству удачных мест, а по творческим вершинам времени. Мы все должны быть сообществом людей мыслящих, переживающих, сопричастных чужому горю, просвещенных. Собирается и бережется такое сообщество огромной изнурительной ежедневной работой. Но если не будет постоянного противостояния разбушевавшейся наглости, натиску на культуру, мы превратимся в сброд ненавидящих друг друга людей, жаждущих только одного – власти и денег. Уже превращаемся.
Извините за резкость,
С уважением и надеждой на то,
что Вы обратите внимание на эту проблему,
Режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн,
народный артист России,
лауреат Государственной премии СССР
Мы идем к мрачным временам
Я подписал этот текст, хотя, может быть, с чем-то в нем и не согласен - прежде всего с интонацией. Мне кажется, что интонация должна быть острее. Кто там будет читать в конце: "Ответственность за вакуум власти в стране и его катастрофические последствия целиком и полностью ляжет на президента России Д. Медведева и главу партии «Единая Россия» В. Путина"? Никогда она не ляжет на них, они ни за что не отвечают - ни президент, ни премьер. У них есть ответственность между собой, друг перед другом – кто кому место сохранит.
Возможно, этот текст станет началом чего-то большего, потому что стыдно жить в стране, где на твоих глазах власть делает все что угодно и ты бессилен хоть как-то повлиять на нее. Вот что самое главное.
А пока вряд ли это заявление вызовет какой-то резонанс, потому что сегодня, к сожалению, общество быстро покупается на мелкую дешевку. И это хорошо понимают высшие чиновники, в том числе и самые высшие. А общество не особенно озабочено происходящим в стране. Это относится и к интеллигенции - она быстро покупается на ордена и медальки.
Я хочу заниматься своим делом, но обстановка в стране, освободиться от которой я, естественно, не могу, поскольку живу в ней, действует на меня крайне отрицательно. Взять тот же пресловутый Народный фронт – кто бы мне объяснил, против кого он и за что? И кто там за линией фронта? Или этот фронт будет являть собой всю страну целиком? Что это такое? Это такие внешние подкидывания обществу для возбуждения: мы вас не оставляем, вы видите, как мы о вас заботимся, мы о вас думаем. И это все отвратительно.
У меня по поводу происходящего нет никаких иллюзий. Я чувствую, что мы идем к мрачным временам. Хлеб с маслом и колбасой будет, конечно, на столе, но это не главное. Дело в том, что человек не будет осознавать, в какой стране он живет, у него не будет того подлинного чувства свободы, которое всегда связано со знанием и просвещением, с воспитанием чувств, сострадания - всего того, без чего человек не является личностью. И мне кажется, что у нас с этим плохо и надеяться не на что. Хотя бы уже потому, что сегодня власти добираются до просвещения и хотят его сжать до минимума, до арифметического знания. Получается, что стране нужны не личности, а те, кто быстро и легко исполняет циркуляры начальства.
Но при всем при этом, если нам нужно высказаться по поводу какой-то проблемы, мы все равно вынуждены обращаться к тем людям, по поводу которых я сейчас говорю не самые лестные слова. Такая картина.