Также: | Персоны: Михаил Аншаков

в блоге Кто старший брат?

Vip Михаил Аншаков 19.02.2014

10302

Русские и украинцы - братские восточнославянские народы, связанные родственными узами, имеющие общую многовековую историю, религию, схожую культуру, говорящие на понятных друг другу языках. Примерно так написано в любом учебнике истории. В общественном мнении и тех же учебниках присутствует еще один постулат о том, что русский народ – старший брат по отношению к украинскому. Стоит признать, что для подобных определений есть основания, вернее были. Русские раньше создали национальное государство, вскоре ставшее империей, на окраине которой формировалась украинская нация. Это стало возможным именно в результате проявления самосознания народа, сформировавшего идентичность из потомков славянских племен, когда-то переселившихся с территории нынешней Украины в верховья Оки и Волги, окрестности Ильмень озера и дальше на Северо-Восток. Позже национальное самосознание русских, как народа, постепенно смешивалось с самосознанием имперским. Но империи, просуществовав многие столетия, практически все распались. Национальная идентичность с развитием культуры в конечном итоге становится превалирующей над объединяющими имперскими ценностями. В результате титульная нация ставится самой историей в состояние, в котором ее национальное самосознание оказывается неадаптированным под реалии. Империи нет, а рудиментарные имперские комплексы мешают воспринимать действительность адекватно. Это обстоятельство во многом способствует появлению в обществе настроений униженности и ущемленности. Возникает благодатная почва для внесения авторитарными правителями реваншистской программы с целью усиления своей личной власти. В случае с Россией эта программа ограничивается имитацией, профанацией и пропагандой без реальных целей добиться исторического реванша. Тем не менее она служит корыстным целям укреплению личной авторитарной власти в ущерб развитию национального самосознания, которое опять становится заложником имперских химер.

Пока титульная нация находится в плену имперских комплексов, подогреваемых и используемых криминальным режимом в корыстных целях, младшие братья получает возможность для роста национальной культуры и народного самосознания. Здесь необходимо признать, что за двадцать лет с момента развода восточнославянских народов украинский брат заметно вырос. По многим признакам он опережает в развитии русского брата.

Во-первых, украинская национальная культура стала возрождаться невиданными темпами. Миллионы граждан всех национальностей выучили украинский язык. При этом на всей территории сохраняется двуязычность. Большинство граждан свободно говорят на русском и украинском языках. Такое тесное взаимопроникновение культур всегда их взаимно обогащает. В России в национальных республиках русскоговорящие жители очень редко стремятся изучать чужой язык.

Во-вторых, конкуренция русских и украинских регионов за большее влияние на культурную жизнь и общественно-политические процессы привела к появлению множества ячеек гражданского общества самого широкого спектра от различных организаций украинских националистов, до представляющих интересы русскоязычного сообщества объединений. Поскольку ни одна группа не получила тотального влияния, конкуренция стала вполне реальной, в том числе на выборах. Это в свою очередь помогло развиться и окрепнуть политическому классу. В России напротив политическая конкуренция отсутствует не только из-за противодействия власти, но и по причине отсутствия доктрин сколько-нибудь сопоставимых с превалирующей имперской доктриной. Причем недоразвитый в сравнении с украинским российский политический класс не предпринимает попыток выйти за ее рамки.

В-третьих, украинский народ вполне стал осознавать ответственность за собственную судьбу и проявил способность к самоорганизации на Майдане. Наверное, не многие знают, но слово «оппозиция» на Майдане произносится скорее как пренебрежительное определение политпопсы, потерявшей доверие народа вместе с властью. На Майдане принято говорить: «Они там в Раде оппозиция за все время ничего не добились, а только пиарились и решали свои личные проблемы. Они нас не представляют». Майдан – это реальная попытка свершить впервые на постсоветском пространстве мирную антикриминальную революцию – свергнуть режим криминальной оккупации. Сменить не одних продажных лидеров на других, а перестроить систему власти, поставив ее под контроль народа, способного к самоорганизации и готового идти на жертвы ради этой идеи. Самосознание российского народа, в том числе политического класса, еще находится в плену следования за раскрученными медийными звездами, об ответственности которых перед своими гражданами речь не заходит. Фактически это самосознание не участников политического процесса, а болельщиков или фанатов, которым одна политпопсовая звезда нравится, а другая уже нет, что позволяет легко манипулировать предпочтениями, раскручивая с помощью подконтрольных медиа нужные удобные фигуры с репертуаром на разные вкусы.

Когда украинский Майдан перестал слушать навязываемых им исполнителей, он из массовки превратился в главного политического субъекта, на фоне которого моментально померкли искусственно надутые политпроекты в виде «безальтернативных лидеров оппозиции». Российский печальный опыт Болотных митингов показал, как просто слить протест, если его рядовые участники готовы покорно идти за теми, кого им назначают в качестве вождей.

Очевидно, что в настоящее время пора отказаться от определения украинского народа как нашего младшего брата. Напротив, по отношению к российскому по уроню национального самосознания он стал более зрелым и ответственным. Это дает нам счастливую возможность изучить данный опыт, сделать выводы и, возможно, в дальнейшем сравняться с ним, заключив союз равных. Русских и украинцев так многое связывает, что любые попытки со стороны криминальных режимов Януковича и Путина нас поссорить обречены на провал.


Комментарии

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: