maksimova: Блог
Феминистки-невидимки
"Феминизм и проституция, подпольный аборт, гомосексуальность... Даже педантичные палачи Освенцима, Бухенвальда и Заксенхаузена не считали нужным различать нас по оттенкам. Система "винкелей", треугольников на робах у заключенных, предусматривавшая для каждой категории заключенных собственную стигму, в отношении женщин отличалась дальтонизмом. Всех нас красили черным". Так начинается листовка, написанная участницами форума "Феминистская инициатива". Эти листовки раздавали вчера, 2 июня, на "Марше горящих сердец".
Форум "Феминистская инициатива" объединяет три феминистские группы: Московские радикальные феминистки, Московская феминистская группа, Чайная группа. А "Марш горящих сердец" был организован движением за равные права для ЛГБТ, женщин и мигрантов – "Марш равенства", в оргкомитет которого входят и участницы ФИ.
В заявлении организаторов акции говорится: "ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры), женщины и мигранты оказались в последнее время подходящими кандидатами на роль козлов отпущения. Даже в общегражданском протестном движении им приходится отстаивать свое право бороться наравне со всеми. Поэтому мы хотим, чтобы проблемы дискриминации по полу, ориентации или национальности не замалчивались, чтобы голоса всех меньшинств были слышны". Подчеркну: чтобы голоса всех меньшинств были слышны.
Обычно нас, феминисток, не показывают; мы принимаем участие в общегражданских митингах, организуем собственные акции, но пресса обходит нас стороной. Для примера можно взять сюжет Грани-ТВ: ролик сделан так искусно, что феминисток там просто нет: нет ни отрывочков речей, ни подмеченных камерой лозунгов, то есть феминистских требований просто не существует, как и не существует самих феминисток.
Но простите, мы есть, и мы говорим от лица женщин о тех проблемах, которые нас, женщин, волнуют. И это наша политическая платформа: личное – это политическое.
Когда в конце 60-х годов на Западе покатилась вторая волна феминизма, прессу не заинтересовали ни требования феминисток, ни те проблемы, что ими тогда ставились, интересовало одно - показать истеричных, беснующихся, неадекватных женщин. У нас в этом плане все обстоит печальнее. С одной стороны, имеется такое же отношение, что было в те далекие времена на Западе: феминистки – это истерички. С другой – нас либо вообще игнорируют, либо, если и освещают феминистские акции, то акцентируют не проблемы, что мы затрагиваем, а тот фон, на котором мы выступаем, как это было в прошлогодней кампании "За право на аборт", когда вместо женщин, говорящих о нависшей над ними угрозе, камера фиксировала хоругвеносцев с крестами и их действия и выкрики.
Получается, женщина – это самая нижняя категория меньшинств, и вступаться за нее, освещать ее требования - это совсем не интересно и не престижно. Говорить о проблемах гомосексуальных мужчин, показывать их – это очень важно, это политично, выступать за права мигрантов или выяснять условия содержания мужчин-заключенных – это очень четкая, очень правильная правозащитная позиция. А вот озвучивать проблемы женщин неинтересно.
Действительно, кому, собственно, дело до того, что в мигрантской среде женщина-мигрантка находится под двойным угнетением? Как мигрантка, так как подчас из-за более низкого образования, чем у мужа, плохо знает язык принимающей страны, а следовательно, у нее меньше шансов найти работу. Как женщина, так как она может забеременеть и ей придется либо искать средства на аборт, либо работать в три раза больше, чтобы выжить с ребенком. Кому интересны проблемы лесбиянок, которые находятся в высокой зоне риска "корректирующего изнасилования", когда женщин насилуют под предлогом "чтобы они поняли, что секс с мужчиной лучше"? Кому нужны проблемы женщин, живущих в ситуации домашнего насилия? Или проблемы женщины, попавшей в ситуацию, когда в медицинском учреждении анализы выполнялись с такими проволочками, что срок беременности уже превысил 12 недель, а аборты по социальным показаниям на таком сроке у нас уже запрещены и остается одно – криминальный аборт, но где и как его сделать и как остаться в живых?..
Когда я разворачивала одну из наших «хоругвей», какой-то корреспондент мне сказал, что он был в Освенциме и ничего не слышал там про черный треугольник. Конечно: а зачем об этом слышать и знать, зачем об этом говорить?
Черный треугольник - не тот, что нашивался на робы неконвенциональным женщинам, а черный треугольник невидимости - накрывает нас всех. Но, несмотря на это, нас становится больше: ведь феминизм – это политическое движение за права каждой из нас.
Хватит ждать, что кто-то решит за нас!
В субботу феминистки из разных феминициатив (Московская феминистская группа, ИГ "За феминизм", Московские радикальные феминистки, участницы ЖЖ-сообщества feministki.livejournal.com) собрались вместе и пришли на митинг "За честные выборы", что проходил на проспекте Сахарова. Но на этот раз пришли не с пустыми руками, а со своими флагом и лозунгами: «Любому насилию можно сказать "нет". Феминистки за гражданские свободы», «Феминизм. Свобода. Выбор», «Моя жизнь. Моя страна. Моя свобода. Феминистки за право на выбор» и др.
Феминистки вышли со своими требованиями, потому что, как написано в листовке, «принятие закона о гендерном равенстве откладывается уже не первый год; женщин дискриминируют на работе – платят меньше, чем мужчинам, а беременных женщин и молодых матерей вовсе не берут на работу; заставляют терпеть домашнее насилие (напомню, закон о домашнем насилии также до сих пор не принят); говорят: женщина должна быть матерью, но сокращают материнские пособия, а детские сады закрыты, бесплатное образование сворачивается; затрудняют доступ к абортам – заставляют ждать до 7 дней после обращения к врачу».
Феминистки выходят на улицу со своими требованиями, потому что для женщин по сути ничего не меняется: к власти приходят мужчины, и неважно, оппозиционеры они или нет – женские проблемы их не интересуют. Так, выступавший Артемий Троицкий закончил свою речь словами: «то, что Путин должен делать со своей женой, он делает со страной», имея в виду непроизнесенное «трахает» (или «нагибает», или «ставит раком» и т.д.). Видимо, для Троицкого женщина, жена - это такая вещь, с которой можно делать все что угодно - все, что угодно мужу, мужчине, и потому Путин или какой другой мужчина может и даже должен унижать и издеваться над женщиной.
Ни в одной листовке, что я получила на митинге, не было сказано о женских проблемах. Говорилось о том, что свобода – это не только свобода голосовать на выборах, но и свобода доступа к качественному образованию, медицине, жилью. Говорилось о принятых при Путине антисоциальных законах: трудовой, жилищный, лесной, о «бюджетной реформе» или ФЗ-83 и т.д. Эти законы затрагивают права и интересы и женщин и мужчин. Но вот то, что затрагивает интересы именно женщин, остается за кадром требований и протестов. Нигде, ни в одной листовке не говорилось, что до сих пор нет закона о домашнем насилии, об уничтоженной главе УК «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев», по которой могли бы проходить дела о принуждении женщин к вступлению в брак, о заключении соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста, о похищении невест, об уплате и принятии калыма за невесту (зато Путин говорил о заинтересованности в повышении калыма за невесту), о попытках государства запретить аборты...
Пока мы сами не будем выходить на улицу и отстаивать свои права, ничего не поменяется. Пока мы сами не будем отстаивать свои права, Троицкие и пр., не говоря уже о государстве, так и будут считать, что насиловать, унижать жену или другую какую женщину - это нормально, так и должно быть. Выйдем на улицы!
Защитить женщин от насилия
Весной этого года по инициативе людей из Международной Амнистии мы собирали подписи под открытками с призывом создать в каждом городе кризисный центр и убежище для женщин, пострадавших от домашнего насилия. Эти открытки потом были отправлены министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой.
Собирать подписи или раздавать брошюрки с информацией, что делать в случае изнасилования или домашнего насилия, всегда несколько рискованно: подчас попадаются весьма агрессивные мужчины, которые начинают оскорблять. Так что ничего удивительного, что на одном из мероприятий, где я попросила подписать открытки, ко мне подошел один весьма взрослый мужчина и, беря открытку, сказал: «Некоторых женщин бить надо».
Не знаю, как он живет со своей женой, но его высказывание весьма типично – очень часто можно услышать, что женщина-де сама провоцирует насилие своим поведением. Вот если бы она была «правильной» женщиной, то ее никто бы не бил. Под «правильной» подразумевается быть услужливой женой и матерью, короче, приносить в зубах тапочки! А раз она этого не делает, то ее надо «наказать». Таким образом, обвинение с преступника переносится на потерпевшую сторону, а сам насильник, вроде как белый и пушистый. То есть в основе домашнего насилия лежит все тот же патриархальный порядок, строящийся на отношениях власти и подчинения, власти и контроля. Благодаря патриархальной культуре и возникает убеждение, что женщина сама провоцирует.
Не якобы «неправильное» поведение женщины, не злые начальники, угнетающие своих рабочих, в результате чего рабочие вымещают зло на своих женах, не алкоголь и пр. стоят за актами агрессии, а только бесконечное желание власти, желание контроля над другим человеком. Сам насильник и только он виноват в своей агрессивности, и именно он и должен нести за нее ответственность.
Как уже было сказано, у нас в стране отсутствует специальный закон против семейного насилия в отношении женщин, домашнее насилие не считается уголовным преступлением. Хотя соответствующие законопроекты несколько раз вносились на рассмотрение Госдумой: в 1996 году закон «О предотвращении насилия в семье» - снят с рассмотрения в 2001-м, в 1997-м — закон «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» - снят в 1999-м, в 2006-м - «О предупреждении и профилактике насилия в семье» - до сих пор не принят. А ведь именно отсутствие конкретного закона о насилии в семье является серьезным препятствием в борьбе с этим злом.
Начиная с 1991 года с 25 ноября по 10 декабря более 100 стран мира участвуют под эгидой ООН в кампании «16 дней против насилия в отношении женщин». Эта кампания призвана показать, что нужно покончить с распространением насилия в отношении женщин, показать важность соблюдения права на жизнь без насилия.
В Москве 25 ноября Управление верховного комиссара ООН по правам человека, Союз журналистов России, Национальный центр по предотвращению насилия «АННА» провели круглый стол «16 дней против насилия в отношении женщин в РФ». Участники говорили о том, что тысячи женщин ежегодно становятся жертвами современных работорговцев, сотни девушек насильственно выдаются замуж, десятки погибают в результате "убийств чести". Кроме того, практически никто не занимается проблемой насилия в среде женщин-мигранток. Многие из них из-за отсутствия прописки не могут получить место в убежище и доступ к медицинской помощи, особенно той, что связана с женским здоровьем. Они также наиболее часто страдают от сексуальных домогательств со стороны работодателя. Основная проблема – отсутствие специального законодательства, посвященного борьбе с насилием в отношении женщин, которое существует в 120 странах».
Утром в этот же день Петербургский кризисный центр для женщин провел пресс-конференцию «Закон против насилия в семье», на которой были поставлены вопросы: часто ли обращаются в полицию женщины, подвергшиеся физическому насилию в семье? Какова дальнейшая судьба этих заявлений? Какова роль охранных ордеров как специальных средств социально-правовой защиты от насилия в семье? Почему Кризисный центр для женщин и Коалиция общественных организаций и движений настаивают на принятии закона о социально-правовой защите от насилия в семье?
А вечером состоялся арт-митинг «Выносим сор из избы и копаемся в грязном белье». Активисты выступили под лозунгами: «Депутаты! Требуем закона против насилия в семье!», «Охранные ордера – защита от насилия в семье!», «Иногда дом - самое опасное место!», «Нам не нужен домострой - всех насильников долой!», «Семейного тирана - на переплавку к психологу!», «Насилие в семье = насилие в обществе» и другими.
8 декабря в Петербурге же состоится семинар, посвященный вопросам равноправия и бытового насилия, на котором будет рассматриваться шведский и российский опыт.
3 декабря в Нижнем Новгороде пройдет акция "Домашнему насилию нет оправдания!". А 7 декабря эксперты соберутся на круглый стол «Предупреждение насилия в семье - государственная задача. Формирование путей решения проблемы в Нижегородском регионе».
2 декабря в Ростове-на-Дону студенты Южного федерального университета проведут флешмоб, цель которого - привлечь внимание общественности к проблеме насилия в семье. Все желающие получат буклеты, брошюры, значки.
В Петрозаводске на протяжении всех 16 дней будет проходить общегородская акция "Белая лента". Белая лента – международный символ единства мужчин и женщин в борьбе против деспотизма и жестокости в семейных отношениях. Человек, надевший белую ленту, дает личное обязательство никогда самому не совершать насилие, не оправдывать и не замалчивать фактов насилия в отношении других людей. Акция «Белая лента» стартовала 25 ноября и в Вологде.
Также круглые столы, лекции, семинары, конкурсы детского рисунка и другие акции пройдут в эти 16 дней в Арзамасе, Нальчике, вузах Дагестана, Грозном, Майкопе, Ижевске, Екатеринбурге, Барнауле.
Феминистский «камин-аут»
С 11 по 13 ноября в Москве, в ЦВЗ «Манеж», проходил, как гласит реклама, «только для женщин, специально для женщин» так называемый Femme Fest, или Московский Международный Женский фестиваль (второй уже, кстати - первый был в прошлом году). Что же это такое? Неужели бешеные феминистки уже оккупировали Москву и посмели устроить прямо в ее сердце, почти в Кремле, свое сборище?! Увы, нет.
Открываем выпущенный к фестивалю буклет, на первой странице, естественно, есть «приветственное слово». В своем приветствии генеральный директор E.M.T.G. Екатерина Сойак разъясняет: «Мы сделались заправскими фестивальными технологами, твердо знаем, чего хотим, и примерно – как этого добиться. Мы научились сплавлять любопытное, полезное для здоровья, эстетическое, кулинарное, удивительное и сугубо прагматичное в трехактную (трехдневную) фестивальную пьесу на фоне интерактивного шопинга».
Итак, эта трехактная или трехдневная пьеса на фоне интерактивного шопинга представляет собой «дом» идеальной женщины. Давайте представим, что вы та самая идеальная женщина, для которой создается это пространство «праздника». Войдя в дом, вы сначала попали бы в «гостиную», где смогли бы побеседовать с Ириной Хакамадой на тему «как совместить карьеру, любовь, самореализацию и личное счастье», научились бы правильно «обустраивать дом или квартиру, чтобы в них царили любовь, взаимопонимание и уважение», а также узнали бы, «какой бывает женская любовь и что это значит – любить женщину», причем о последнем вам рассказали бы «сильные, успешные и талантливые мужчины». Из гостиной, как положено, вы бы переместились на «кухню», где вас обучили бы готовить роллы из шоколада, тортилью, паэлью с рисом и морепродуктами, итальянский десерт, ну и другие вкусности, чтобы вы смогли накормить своего «прекрасного принца», чье сердце, как известно, заменяет желудок. А себя любимую вы усадили бы на очередную диету, получив ценный совет от журнала «Худеем правильно». Далее ваш путь лежит, конечно же, в «спальню». Тут вас эксперт имидж-резиденции «ArtClub» научил бы «распознавать ложную и искреннюю симпатию вашего партнера» (а то вдруг какой несерьезный попадется?), благодаря тренингам вы поняли бы, как «превратить час в вечность», если всегда помнить о четырех волшебных состояниях – «Любовница, Хозяйка, Девочка, Королева», как ежедневно ухаживать за кожей, чтобы «выглядеть моложе и красивее с каждым днем», как заботиться о сексуальном здоровье, как «создать расслабленную атмосферу и при этом не напугать мужа», как найти «правильный баланс между образами матери-мадонны и женщины-вамп». Как, нравится программа? Это еще не все.
После спальни, естественно, начинается «детская», здесь ваши дети что-нибудь полепили бы, поиграли в подвижные игры, а вы в это время переместились бы в «комнату отдыха», чтобы поучаствовать в тренинге по «вытаскиванию себя из болота», а после сего действа «сделать Бренд из себя лично». Настало время перейти на территорию изысканной женщины, то есть в «будуар». Здесь вы погрузились бы в парфюмерное арт-шоу от компании Lambre, а также поучаствовали бы в конкурсе «на идеальную глажку вечернего платья» (думаю, еще и выходного костюма мужа в придачу), гладить надо было, видимо, утюгами компании «Цептер Интернациональ». Нагладившись и надушившись, вы зашли бы в «гардероб», где не только «раскрыли самые неожиданные и интересные темы в области теории моды», но еще обсудили «психологические аспекты вашей красоты».
И вот успешная и красивая, продвинутая по карьере, с личным счастьем, мать-мадонна и женщина-вамп, похудевшая и откормившая, отгладившая своего мужа, вы опять появляетесь в гостиной...
Но и это еще не все. Согласно программе, в последний день фестиваля должно было состояться ток-шоу: диалог зрителей с героинями «нулевых» - «успешными девушками с именем и достижениями». В программе даже имеется призыв придти «за советами и подробными инструкциями к успешным «девушкам, которые меняют мир»!»
А мне вот интересно, что за мир они меняют. И меняют ли? Разве их успешность не строится на существовании тысяч других женщин, которые должны обслуживать не только мужчин, но еще и эту чужую успешность? Говорить об успешности очень легко на фоне тех, кто вымоет всю грязь, оставшуюся после мероприятия, кто обслужит вас в кафе, парикмахерской, магазине, кто будет учить ваших детей и т.д. и т.п. Говорить об успешности не только легче и проще, но главное - практичнее и прибыльнее, чем ставить вопросы о семейном насилии, о «стеклянном потолке», о существовании проституции, о харассменте.
Кроме того, организаторы для своей выставки выбирали пространство «дом» с кучей комнат, но при этом им даже в голову не пришло придумать здесь «кабинет» - то пространство, где женщина могла бы остаться наедине с собой, заняться творчеством, в котором выразила бы себя, почитать, в конце концов. Зато есть «будуар», где женщина уединяется только для того, чтобы привести себя в порядок - для других. Можно сколько угодно рассуждать о самореализации, успехе и личном счастье, однако на деле все сводится к тому, что смыслом жизни женщины должна быть ее прислужническая роль.
Подобные фестивали только укореняют существующие гендерные стереотипные представления о женщине как о человеке, чья пожизненная функция – быть матерью, отдающей всю себя воспитанию детей, быть кухонной работницей, успешно осваивающей новые технологии приготовления вкусностей, дабы накормить «сильного, успешного и талантливого» мужчину. И, конечно же, быть красивой, сексуальной куклой, выполняющей сексуальные потребности мужчины, в противном случае ни о каком успехе не мечтайте, ведь рядом не будет того самого «сильного и талантливого», который поможет вам обрести успех.
В один из фестивальных дней мы тоже решили принять в нем участие и устроили перфоманс – «феминистский камин-аут». Термин «камин-аут» означает момент открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к какому-либо меньшинству. С надписями «Я феминистка» и «Вам здесь не стыдно?» мы останавливались у какого-нибудь стенда так, чтобы всем окружающим эти надписи были видны.
Мы равноправные гражданки, не надо делать из нас козлов отпущения!
30 мая, накануне Международного дня защиты детей, Елена Мизулина, член партии «Справедливая Россия» и председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, заявила, что собирается настаивать на внесении в Госдуму законопроекта о «профилактике» абортов. А уже 1 июня депутат от «Единой России» Валерий Драганов внес законопроект №556902-5, призванный якобы «снизить уровень производства абортов и улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации». Правда, в этот же день он его оттуда забрал, а 2-го числа передал на рассмотрение в комитет по вопросам семьи, женщин и детей. Однако на его персональном сайте 10 июня появилась информация о том, что РПЦ одобряет законопроект и в ближайшие дни он будет-таки внесен на рассмотрение Госдумы.
Удивительно, что инициативы Мизулиной и Драганова различаются только несколькими пунктами. И та и другой предлагают следующее: чтобы сделать аборт, замужние женщины должны получить письменное согласие мужа, а несовершеннолетние девушки – родителей; женщины должны будут ждать операции как минимум неделю, в течение которой их будут подвергать психологическим пыткам: заставят побеседовать с психологом о том, что аборт – это очень опасно, и прослушать сердцебиение плода при ультразвуковом исследовании; врач может отказать в проведении аборта по своим личным убеждениям. Драганов также предлагает запретить аптекам продавать средства для медикаментозного аборта без рецепта врача. А Мизулина считает нужным вывести аборт из перечня услуг обязательного медицинского страхования, то есть сделать его платным, а также предлагает платить с 13-й недели беременности до наступления отпуска по родам по 2 тысячи рублей в месяц, а также ввести систему специальных мест для анонимного оставления детей. В обоих случаях эти затеи прикрываются словами о защите детей, но никак не женщин.
Получается, что эмбрион, который еще не является человеком, уже имеет права человека, а вот у женщины отбирают право на собственное тело, на собственную жизнь! Если посмотреть в корень этой инициативы, она не защищает детей и не улучшает демографической ситуации - она направлена целиком и полностью против женщин.
Одежда, чтобы не изнасиловали
В пьесах театра абсурда мир представлен как бессмысленное, лишенное логики скопление фактов, поступков, слов. Нечто похожее можно увидеть в высказываниях протоиерея Всеволода Чаплина.
18 января председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества выступил с новой инициативой – придумать для всех россиян дресс-код. Перечитываю это послание в десятый раз, и все страшнее и страшнее делается.
Начинает он так: "Рад, что мое предложение обсудить внешний вид наших женщин и девушек вас заинтересовало. Удивляет только, что вы решили, будто я оправдываю изнасилование и неприличные приставания, - и в мыслях того не было". То ли меня память подводит, то ли еще что, но только мы никак не собирались обсуждать чей бы то ни было внешний вид. 17 декабря 2010 года на круглом столе, посвященном межэтническим отношениям, г-н Чаплин высказался в том духе, что женщина своим внешним видом может спровоцировать "не только кавказца, но и русского", чтобы ее изнасиловали. Этим он одновременно поддержал нацистские и сексистские установки распространенные в нашем обществе.
РПЦ оправдывает насильников
17 декабря 2010 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на круглом столе по межэтническим отношениям в Москве, заявил: «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права».
Таким образом, представитель РПЦ растиражировал миф, согласно которому все «кавказцы» - потенциальные насильники, и заявил, что вообще любой мужчина способен на такое преступление. А самое главное, он оправдал преступников: по его словам, сексуальное насилие допустимо в силу неприемлемого, на его взгляд, внешнего вида женщины, а реальные и потенциальные жертвы этого преступления виноваты сами.
В ответ на это российские феминистки написали открытое письмо патриарху Кириллу с требованием призвать протоиерея Чаплина к публичному извинению за свои слова. Это обращение подписали более 300 человек.
29 декабря последовал ответ – протоиерей попытался оправдаться, но вместо извинений он решил перевести обсуждение проблемы насилия над женщинами в плоскость их неподобающего внешнего вида: «Очевидно, что женщина, ведущая себя развязно, одетая как проститутка, а тем более пьяная и пристающая к мужчинам, не достойна никакого уважения и не права в любом случае, вне зависимости от того, изнасиловали ее или нет».