Ольга Свиблова
Кинорежиссер-документалист, куратор художественных экспозиций, основатель Московского дома фотографии и директор Мультимедиа Арт Музея. Академик Российской академии художеств. Член Общественной палаты.
В сентябре 2012 года Свиблова оказалась в центре цензурно-гомофобного скандала. В Мультимедиа-арт-музее работу Давида Тер-Оганьяна "Пропаганда гомосексуализма" переименовали без ведома автора, утверждает художник. Свиблова изложила свою версию конфликта: это Тер-Оганьян переименовал работу без ведома кураторов. Журналистка Маша Гессен сочла объяснения Свибловой убедительными.
15 сентября на сайте "Немецкой волны" опубликован комментарий Свибловой о деле Pussy Riot. "Девушки из Pussy Riot сами признали, что переступили тот порог, который нигде нельзя было переступать", - сказала Свиблова. "Сегодня все, кто помог девочкам получить всемирную известность, тоже делают чудовищную глупость", - считает директор ММАМ.
Ксения Ларина: "Оля! Как же так. А школа Родченко? А вся твоя жизнь? А перформансы на квартирниках? А все авангардисты мира, которых ты боготворишь? А биенналища твои такие биенналища? А твоя борьба с невежеством, косностью, мракобесием, ханжеством??? Оля, это предательство. Или чудовищная глупость".
Дословно
Девушки из Pussy Riot сами признали, что переступили тот порог, который нигде нельзя было переступать. Но если мы говорим о наказании и самом процессе, то и процесс выглядел странно, и наказание выглядит просто абсурдно. За хулиганство надо наказывать как за хулиганство. Я надеюсь на механизмы условно-досрочного освобождения.
Группе Pussy Riot эта ситуация с заключением сделала карьеру. Возможно, это звучит цинично, но, к сожалению, это так. С другой стороны, это живые люди и матери малолетних детей! Власть - это люди, и они иногда делают чудовищные глупости. Но я думаю, что сегодня все, кто помог девочкам получить всемирную известность, тоже делают чудовищную глупость.
Deutsche Welle, 15.09.2012
(О том, что панк-молебен не вошел в лонг-лист премии Кандинского)
Что такое в данном случае "политические мотивы"? Кто-то считает акцию Pussy Riot выдающимся художественным событием, кто-то - нет. Примерно такая же ситуация была в прошлом году с арт-группой "Война". В таких вещах важнее всего не утратить этическую составляющую.
Жюри стояло перед тяжелым выбором - им надо было суметь разделить художественную составляющую и гуманистическую.
Дело уже зашло так далеко, что подобные решения неэффективны - хоть четыре премии Кандинского им вручи, это ситуацию не улучшит.
Интерфакс, 11.09.2012
...Есть еще и законы Российской Федерации, по которым гомосексуализм не преследуется. Были времена, когда было иначе. Наш музей выставлял художников самых разных ориентаций — голубой, розовой, зеленой. И когда я выставляю художника, я выставляю его не ради его ориентации, потому что сегодня, к счастью, даже в нашей стране, где были другие времена, выбор одной формы личной жизни или другой не преследуется по закону.
Речь идет о пропаганде гомосексуализма (в одноименной работе Давида Тер-Оганьяна. - Ред.). Я говорю: Давид, ты что, хочешь пропаганды гомосексуализма? Личная жизнь - это право каждого, пропаганда - это другое дело.
...Я не хочу делать то, что не осмысленно. Я думаю о каждом движении - оно чревато каким-то будущим по отношению ко многим людям. Я не думаю, что пропаганда гомосексуализма - это цель, которой я готова отдать свою жизнь. Вот если будет то, что ущемляет права других людей, я как гражданин выйду и выскажу свою позицию, как сказала на "Эхе Москвы", что я не понимаю критериев этого закона (о запрете пропаганды гомосексуализма. - Ред.). А шум вокруг пропаганды гомосексуализма может привести к тому, что он опять окажется за чертой дозволенного или не дозволенного законом.
Я против скандала - скандала в жизни, в рабочем коллективе, скандала политического, художественного. Иногда бывает, что конфликт и скандал срабатывают, но это бывает очень нечасто. Это не может быть рецептом, по которому пекутся пироги.
Colta.Ru, 11.09.2012