И соблюсти, и приобрести
Все они хотят подражать "большому брату", все верят, что даже без нефти и газа можно распоряжаться согражданами как бесправными подданными и вешать лапшу на европейские уши. Отвечая на претензии бывшего министра внутренних дел Украины Юрия Луценко, обратившегося с жалобой на украинское правосудие в Европейский суд по правам человека, представитель киевских властей сослался на определение этого же суда по делу Михаила Ходорковского. Мол, раз дело Ходорковского не было принято к рассмотрению как политическое, то уж тем более таковым не может считаться дело Луценко. Вероятно, такой же ответ последует в случае обращения в суд бывшего премьера Юлии Тимошенко - мол, не мешайте бороться с коррупцией.
Можно было бы в очередной раз подивиться близорукости европейского правосудия, постеснявшегося сказать правду о Ходорковском, - или задуматься о несовершенстве процедуры, не позволившей подготовить документ, который побудил бы Страсбургский суд занять иную позицию. Но дело даже не в этом, а в том, как одинаковы в своих желаниях постсоветские лидеры. С каким восхищением они смотрят на Москву, как им хочется не просто засаживать оппонентов в кутузки и посылать в места не столь отдаленные, но еще и считаться неутомимыми борцами с коррупцией, евроинтеграторами и получать премию "Квадрига", что твой Вацлав Гавел.
Если бы у этих людей спросить, чего бы им хотелось в результате неутомимой деятельности на благо мира, они ответили бы просто: денег побольше, править как Путин, а репутацию иметь как у матери Терезы. Что и доказывается в разъяснении представителя украинского правительства в Европейском суде. При этом высокопоставленный чиновник даже не понимает, что ссылка на дело Ходорковского дурно пахнет хотя бы потому, что какие решения ни выносил бы Европейский суд, для общественного мнения западных стран - а именно к нему прежде всего апеллирует Юрий Луценко, обращаясь в Страсбург, - дело Ходорковского плохо пахнет. И сравнивать дело Луценко с делом Ходорковского - это означает признать правоту доводов бывшего министра.
Для украинской власти дело Ходорковского пахнет хорошо - она даже не понимает, почему на него нельзя ссылаться, отчего это выглядит самострелом. И это различие в восприятии запаха создает невидимый, но зато хорошо ощущаемый барьер между украинскими властями и цивилизованным миром. В конце концов, всегда есть люди, которые с маниакальным удовольствием вдыхают запах авторитаризма, судебного самоуправства и самодовольной лжи и пьянеют от этого мерзкого аромата как от хорошего вина. Но вряд ли эти люди могут надеяться на репутацию Вацлава Гавела или матери Терезы - что бы они ни писали в Европейский суд и какие бы премии ни получали.
Статьи по теме
Больные зубры
Те, кто пытается воспротивиться такой жизни, попадают под копыта этого одурманенного вседозволенностью зубра, и это уже никакая не Украина, Беларусь, Россия, никакое не славянское братство, никакой не звон колоколов над широкими полями и заливными лугами. Это темный лес, полный высокопоставленных разбойников и их прихлебателей.
Прощание со славянками
С руководителями бывших союзных республик в Кремле принято разговаривать не как с полноценными партнерами по переговорам, а как с региональными вассалами. Нельзя так откровенно демонстрировать презрение и превосходство окружающим - тогда диалог не получится не только с Ющенко или Саакашвили, но с Януковичем или Лукашенко.