статья Кремлевский экскурсант

Виталий Портников, 25.06.2010
Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Никита Сергеевич Хрущев, первым из советских руководителей посетивший Соединенные Штаты, был потрясен увиденным. До этого времени супермаркеты, бескрайние кукурузные поля, хайвеи и небоскребы - все это было только на картинках, казалось империалистической пропагандой. Никита Сергеевич убедился, что все это есть на самом деле. Авторы удостоенной Ленинской премии толстенной книженции "Лицом к лицу с Америкой" с умилением описывали поездки Никиты Сергеевича на кукурузные фермы и его походы в супермаркеты.

Да что там говорить - для советского человека сама книжка о похождениях первого секретаря ЦК КПСС в чужеродном государстве казалась фантастическим романом. "Лицом к лицу с Америкой", несмотря на привычный для политической литературы огромный тираж, быстро смели с прилавков книжных магазинов и хранили в домашних библиотеках даже спустя годы после свержения Хрущева. Его собственные статьи и речи интересовали сограждан гораздо меньше. Потому что их интересовал не коммунизм в докладе, а настоящее, увиденное их вождем процветание свободной страны. Так не бывает!

Нельзя сказать, что Никита Сергеевич не пытался внедрить многое из увиденного дома. Кукуруза надолго стала царицей полей и чуть было окончательно не погубила советское сельское хозяйство. Кремлевский мечтатель так и не понял, что общавшиеся с ним фермеры выращивали кукурузу ради получения прибыли, а не по разнарядке президента Эйзенхауэра - следовательно, и места для ее произрастания, и доля в сельском хозяйстве США определялись естественным путем. А супермаркеты! Да, они появились у нас - магазины самообслуживания с тележками и пустыми полками. Никита Сергеевич так и не понял: главное в этих магазинах не то, что можно самому выбрать товар, а разнообразие этого самого товара. Если нет товара, ну зачем нужна тележка-то?

Этот вопрос можно было бы задать другому кремлевскому мечтателю, спустя полвека после хрущевского визита вознамерившемуся посетить Кремниевую долину, этот империалистический аналог Сколкова. Но Кремниевая долина возникла не по заданию американского президента и не как декорация к очередному фильму с участием Шварценеггера. Кремниевая долина - естественный результат многолетнего научно-технического развития Соединенных Штатов. Законодательства, поощряющего высокую науку и помогающего собирать в стране выдающихся ученых со всего мира. Специальных мер со стороны больших корпораций, тратящих деньги не только на дивиденды и зарплату менеджеров, но и на создание специальных научных центров. Особых возможностей высших учебных заведений, выпускники которых вправе рассчитывать на места в этих центрах, а не в сфере обслуживания олигархов и коррумпированных чиновников. И вот когда все это есть, когда существует дружелюбное, богатое, думающее о гражданах государство, - тогда в нем появляется Кремниевая долина. А не наоборот.

Поэтому зря Дмитрий Медведев сказал Арнольду Шварценеггеру, что его поездка в рай высоких технологий - это не экскурсия. Именно что экскурсия - и в место, которого в современной России не возникнет, какие бы указания ни давал приближенным Дмитрий Анатольевич. Возможность понять, что настоящая наука - реальность, а не потемкинская деревня и чиновничий каприз. Возможность увидеть то, что могло бы состояться и в России, если бы у нее было другое законодательство, другое общество, другая политическая система, другое отношение к личности, другой чиновничий класс, другой премьер-министр, другой президент.

Виталий Портников, 25.06.2010


новость Новости по теме