статья Пришел, обидел, победил

Илья Мильштейн, 21.11.2014
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Ходорковский выиграл в российском суде.

Фраза как фраза, все слова вроде на месте, тут тебе и подлежащее, и сказуемое, и определение (в каком суде? - в российском), но звучит, согласитесь, не по-русски. Главное, вот это определение смущает конспирологический ум искушенного читателя. Одно дело Гаагский суд или там Страсбургский, а тут, понимаете ли, Мещанский г. Москвы. Тот самый, кстати, где судья Колесникова выписывала первую "девяточку" Ходорковскому и Лебедеву.

Тем не менее Михаил Борисович победил, и это надо как-то осмыслить. Объяснить хотя бы самому себе. Постичь непостижимое. События, сопровождавшие процесс, понятны. В книге "Тюрьма и воля", написанной в соавторстве с Наталией Геворкян, ответчик утверждал, что "ЛДПР зарабатывала голосованием. Прямо и цинично". Истцы, про которых доводилось читать и не такое (и такое тоже, десятки раз), возмутились, и тут опять-таки все было ясно. Желая наказать Ходорковского за возвращение в политику и слегка обогатиться, партия испытала невыносимые моральные страдания и вчинила иск. В тексте которого сообщалось, помимо прочего, что бывший глава ЮКОСа "недобросовестно и бесстыдно" обвинил либерал-демократов в коррупции. Можно даже предположить, что Владимира Вольфовича попросили об этом в Кремля, хотя я бы не стал настаивать на этой версии. Он и сам способен обо всем догадаться, и соратники у него столь же догадливые.

А дальше начались чудеса.

Во-первых, "в результате изящной работы адвоката Дениса Дятлева" до сведения суда была доведено, что обижаться Жириновскому и его партайгеноссен не на что. Любая партия, если проходит в Думу, получает госфинансирование, иными словами - зарабатывает голосованием. Иногда прямо и цинично, если использовать оценочное суждение. Это еще называется у нас парламентской работой. Во-вторых, что поражает больше всего, Мещанский суд внял этим аргументам и вынес решение в пользу Ходорковского, сэкономив ему 10 млн рублей.

Вообще в московских и подмосковных судах происходит нечто удивительное, типа оттепели на одной отдельно взятой ветке власти. Позавчера Савеловский суд оштрафовал великого писателя-патриота Проханова, который, видите ли, оболгал врага народа Макаревича. Вчера в Мособлсуде бестрепетно выслушали показания Евгении Хасис, которая обвинила в создании нацистской банды и организации серии заказных убийств сотрудника АП РФ Симунина, подчинявшегося непосредственно Владиславу Суркову, - и стены не зашатались, и здание не рухнуло. Более того, речь свидетельницы хорошо срифмовалась со вчерашним выступлением президента: в той его части, где он говорил о неотвратимости наказания за распространение экстремистских идей и действия экстремистского характера.

Однако тенденция, не правда ли?

Складывается впечатление, что власть, которая в течение многих лет управляла страной, как это принято называть, в ручном режиме, частично утратила свои хватательные способности. Шутка ли, нацистское руководство обнаруживается в Кремле, великого писателя-патриота штрафуют, словно дебошира какого-нибудь, а Ходорковский побеждает партию Жириновского! По-видимому, количество головоломных проблем, которые приходится решать государю в наше непростое время, перешло в качество и до судов уже руки не доходят. А на автомате, без давления и телефонных подсказок, система, вероятно, не работает.

С другой стороны, сами судьи, если призадуматься о нынешних таинственных прецедентах, наверное стосковались по свободе, законности и справедливости. И если великий писатель-патриот в своих колонках дописывается до прямой лжи и клеветы, то его не спасает и слава человека, давно и бесповоротно утратившего связь с реальностью. Суд его карает, как в нормальной стране покарал бы любого нормального гражданина, не способного с пол-оборота выйти в астрал.

А если предаются гласности некие деликатные подробности функционирования знаменитой партии, о которых у нас не ведают только грудные дети, то этот инсайд находит подтверждение в суде. В ходе состязательного процесса. Словно где-нибудь в Европе, где политику с подмоченной репутацией вдруг вздумается отмыть себя добела. Хотя, конечно, презумпцию невиновности никто не отменял и адвокату Михаила Ходорковского пришлось изрядно потрудиться.

Впрочем, обольщаться не следует. На главных, западных, равно и внутренних фронтах у нас пока без перемен, и украинская война идет своим неведомым ходом, и заявления МИД РФ вызывают привычную оторопь, и патриарх славит погромщиков, и санкции действуют, и цены на нефть падают, и государь вновь увлекся борьбой с экстремизмом, что не сулит гражданам ничего хорошего. От этих грядущих судов и судей, жестко контролируемых и управляемых наподобие демократии, послаблений ждать не приходится. Там все схвачено и приколочено на долгие времена.

Что ж, тем удивительней эти маленькие сенсации, которые пытаешься как-то себе объяснить, но все равно пребываешь в сомнении. Ходорковский - и вдруг побеждает в российском суде, ни с того ни с сего. Словно в Гааге какой-нибудь, где, к слову, располагается не только Третейский суд, но и другие суды, чьи названия звучат гораздо строже. Международный трибунал, например. Правда, решение этого суда, когда до него дойдет дело, тоже едва ли вызовет чувство потрясения. Даже в переводе на русский. "В каком суде?" - переспросим. В Гаагском. А, ну да.

Илья Мильштейн, 21.11.2014


новость Новости по теме