А этот выпал из окна
Среди конспирологических версий, объясняющих затеянную начальством перестройку в СССР, эта история стоит особняком и выделяется своей парадоксальной правдоподобностью. Нет, речь идет не об экономике и не о гонке вооружений, истощавшей казну, загибаться можно было еще десятилетиями. Событием, которое потрясло Политбюро ЦК КПСС, стало "убийство на Ждановской" - подзабытое ныне происшествие, в ходе которого сотрудники столичной милиции насмерть забили офицера КГБ.
В газетах, понятное дело, случай не обсуждался, дело сразу было засекречено, но доходили слухи. Якобы Андропов якобы Щелокову якобы сказал, что покойный, вот этот Афанасьев В.В., убитый стражами порядка, один стоил всего их милицейского министерства - такую пользу Родине приносил, и Щелокову эта фраза не понравилась. Так, если верить слухам, начиналась вражда между главой МВД и шефом КГБ, будущим генсеком.
Позже, при свете гласности, мы разглядели эту историю в подробностях. Узнали, как ушел из жизни отставленный и доведенный до самоубийства министр внутренних дел. Как ловили, судили и расстреливали тружеников линейного отделения милиции №5. Короче, все умерли, но особый драматизм инциденту придавал тот факт, что преступление было совершено по пьяни, причем в подпитии находились и чекист, и милиционеры.
Он пил на работе, отмечая скорый приход Нового года, они квасили по месту службы. Он заснул в метро, а они позарились на его продпаек: колбасу, коньяк. Он предъявлял ксиву, а они ничего не соображали, привычно мордуя ограбленного пьяного гражданина. Когда же сообразили, что им грозит за избиение сотрудника КГБ, то усадили его в машину, вывезли за город, выгрузили у шоссе и там добивали арматурой, пытаясь имитировать бытовое убийство.
Тогда, если верить конспирологам, коллективное руководство и осознало, что страна дошла до ручки. Шутка ли, в самой Москве, хотя и на окраине, бухие менты мочат гебиста, в чем, помимо прочего, проявляется глубочайшая ненависть социальной группы "сотрудники МВД" к социальной группе "сотрудники КГБ". Государство разлагается, за паек слуги режима убивают друг друга, и почему они все пьют, так жить нельзя, товарищи, хором произносят члены Политбюро, и спустя пять лет в стране начинается перестройка. Довольно убедительная версия, не правда ли?
Таинственная гибель 36-летнего генерал-майора МВД Бориса Колесникова - это, по многим признакам, старая история, рассказанная на новый лад. Все вроде другое - и сюжет, и судьба героев, - и если это убийство, то можно говорить о перемене ролей в документальной драме, но по сути что изменилось? О конкуренции, доходящей до лютой вражды между двумя ведомствами, мы были наслышаны в советские времена, а сегодня, когда информации побольше, можно констатировать, что отношения эти снова раскалились до предела. Кроме того, известно, что при Брежневе такие конфликты гасились на уровне служебных инструкций, запрещавших милиционерам задерживать чекиста, что бы он ни совершил, и убийство на Ждановской было случаем из ряда вон выходящим.
Про другие эпизоды, когда МВД сталкивалось с КГБ, мы мало что знаем. Разве что из художественной литературы, разумеется, тамиздатской, и вершиной тут был замечательный рассказ Георгия Владимова "Не обращайте вниманья, маэстро", в котором милиционеры как бы по незнанию всласть поглумились над чекистами и даже слегка их побили. "Ошибочка вышла, папаша, - сказал Олежек, разведя руками. - Люди эти - не наши, но, как бы сказать, свои".
С тех пор подзаконные акты не поменялись, и генералы Сугробов и Колесников, организовавшие засаду для "высокопоставленного сотрудника ФСБ", по-видимому, действительно пошли против неких тайных "законодательных актов". То есть через подставных лиц предложили данному сотруднику освященную многолетней традицией схему: соорудить "крышу" и получать ежемесячно десять тысяч долларов. Он, как можно понять, привычную схему одобрил, и тут его поймали, после чего началась охота на сыщиков. И мы больше ничего не слышим о его трудовой деятельности, зато довольно часто узнаем о горестной судьбе подследственных, число которых постоянно растет.
Среди них был и генерал-майор Колесников, очень важный для следствия персонаж, с которым постоянно случались какие-то трагические происшествия. В начале мая он оказался в тюремной больнице, получив черепно-мозговую травму. 19 мая навещавший его адвокат Сергей Чижиков обнаружил у клиента "синяк во всю левую скулу", и уже тогда защитник заговорил о том, что "всерьез опасается за его здоровье и жизнь". 16 июня Колесников "выпал из окна во время допроса".
Версий множество, но нет смысла их обсуждать: мы не можем ни о чем сказать с уверенностью. Можем лишь задавать вопросы, осторожно подыскивая ответы на них. Генеральские разборки - это кремлевский уровень следствия, и тут возникает первый вопрос: почему столь молниеносной была реакция на "провоцирование взятки" чекисту, обвиненному в крышевании? Другой вопрос: почему было фактически разгромлено Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД РФ, где служили все фигуранты? Почему следствие ведется по беспределу, причем демонстративно, и если Колесникова не убили, но довели до самоубийства, то зачем? Чтобы раз и навсегда внушить полицейским, что они не имеют права ни при каких обстоятельствах заводить дела на гебистов? И ежели ответ на последний вопрос очевиден, то что нового в связи с этим россияне узнали о государстве, в котором живут?
Они узнали о том, что живут в чекистском государстве, где провоцировать и задерживать можно кого угодно, только не сотрудников ФСБ, которые являются хозяевами жизни по умолчанию. Но это не новость. Новость заключается в том, что полицейские этого еще до конца не осознали, полагая, что живут в полицейском государстве. Или, все понимая, осознанно пошли на отчаянный риск, который диктовался бесконечной неприязнью к потерпевшему и его конторе. Или кто-то на самом верху дал им команду, а потом передумал? Они подставляли и ловили чекиста как простого гражданина или простого, но много возомнившего о себе мента, и тут окончательно выяснилось, что гражданин им попался непростой. Такой гражданин им попался, который способен, подключив свое ведомство и не чуждого ему президента, пересажать всех своих гонителей, и даже с избытком. И не только пересажать.
Как и в начале 80-х годов прошлого века, они опять пожирают друг друга, и это очень тревожный, но отчасти и обнадеживающий сигнал. Это означает, что система идет вразнос и самые верные слуги режима ведут братоубийственную войну, основанную на чисто ведомственной взаимной ненависти. Если доживем до перестройки, то узнаем всю правду о смерти молодого генерала.
Статьи по теме
Болтают и болтаются
Как можно было допускать в оппозицию "бывших" чекистов? Они ведут передачи на "Эхе Москвы", владеют акциями "Новой газеты", состоят в КСО. А сколько еще работников невидимого фронта вносят свои пять копеек в нейтрализацию протестного движения? Благо им никто особо не мешает. На днях КСО выдвинул кандидатом на выборах губернатора Подмосковья полковника КГБ в запасе Геннадия Гудкова.
Певец в стае чекистских воинов
Как же, оказывается, любят Россию эти профессиональные патриоты, эти новые дворяне эпохи Путина, чтобы им в голову могла придти такая жизнеутверждающая и наполняющая их профессиональной гордостью чудовищная метафора - "чекисткий крюк". Это покруче, чем "Россия, кровью умытая".
Крюк на особом пути
Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал Черкесов ничего не понял и ничему не научился. Иначе бы не писал, воюя с русским языком, о неких злоумышленниках, готовых "безоглядно критиковать "чекистский" крюк и в итоге, сломав его, обрушить общество в новый социально-политический кризис".
Крюк души
Глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов считает необходимым покончить с междоусобицей внутри чекистского сообщества. Он заявляет, что в свое время "чекистский крюк" спас Россию, и призывает соратников сплотиться. "Крик души" силовика обсуждают эксперты: Юлия Латынина, Ольга Крыштановская и Андрей Солдатов.