статья Президентский развод

Илья Мильштейн, 27.01.2014
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Бесчеловечность в политике, да и в жизни иногда оборачивается неожиданным благом – и для самого жестокосердого правителя, и для окружающих его людей. Такое случается, когда он, совладав с собой, вдруг совершает акт гуманизма. И даже если публика не верит благодетелю, угадывая в его поступке корыстный интерес, все равно она приятно изумлена. И пусть Цезарь освобождает Ходорковского только ради отмывания имиджа накануне Олимпиады – это неважно. Третий Рим Цезарю благодарен.

У того, кто слывет тупым, тоже свои бонусы.

Люди ведь уже привыкли к тому, что украинский президент склонен к поступкам нелепым и глупым. Собственно, они вначале потому и вышли на площадь, что очередная загогулина Януковича - его отказ от интеграции с Европой после трех лет беспрерывных заклинаний насчет европейского выбора - переполнила чашу терпения громадян. В дальнейшем Виктор Федорович тоже только тем и занимался, что неуклюже и неуклонно подливал бензинчика в горящий костер. Мера его ответственности за все, что творится сегодня в Киеве и других городах, огромна. Достойный наследник последнего русского царя, Янукович безусловно заслужил орден "За создание революционной ситуации" на Украине.

И вдруг – сенсация. В очередной раз встретившись с лидерами оппозиционных фракций, украинский президент сделал им предложение, от которого трудно отказаться. Яценюка он видит главой правительства, на месте Азарова. Кличко приглашается на пост вице-премьера по гуманитарным вопросам. Одновременно Янукович предлагает выгодный с виду баш на баш: конституционную реформу и освобождение всех арестованных несогласных в обмен на освобождение всех захваченных в стране административных зданий.

Это весьма неслабый ход - вне зависимости от того, чем он продиктован. Страхом, или жестким расчетом, или просто Виктор Федорович с горя резко поумнел, подобно пушкинскому Варлааму, который, "как дело до петли" дошло, овладел грамотой. Это ход нестандартный.

Во-первых, Янукович сразу пытается внести раскол в стан оппозиционных воинов. Самому непопулярному из них власть прочит второй по значимости пост в стране. Самого из них боевитого вообще обнесли кабинетом. А самому знаменитому, боксеру с мировым именем, который не скрывает своих президентских амбиций, придется заниматься миротворчеством. То есть уводить народ с площадей - и тут его политическая карьера может закончиться, едва начавшись. Иными словами, Янукович призывает лидеров оппозиции объединиться против Майдана и в особенности против тех радикалов, которые воюют на улице Грушевского. Конечно же, ради мира на земле.

Во-вторых, на тот случай, если Кличко, Тягнибок и Яценюк категорически отказываются и от постов, и от такого союза, Янукович расставляет им другую ловушку. Отказ развязывает ему руки. Выждав некоторое время, он может применить силу против бунтовщиков и объяснять это тем, что сделал все возможное для сохранения мира. Даже главные посты в правительстве предлагал, несмотря на то что у Партии регионов в парламенте большинство. Другой вопрос, имеются ли у Януковича силы, чтобы подавить революцию. Вопрос немаловажный.

Главная же проблема, и это заметно с первых дней противостояния, заключается в том, что вожди оппозиции практически не контролируют улицу. И это беда не только для них, но и для граждан, возводящих свои баррикады в центре Киева. Таково печальное наследие победоносной Оранжевой революции и ее лидеров, сумевших буквально за несколько лет уничтожить плоды своей победы – в бесконечных разборках Ющенко с Тимошенко и в том суде, где леди Ю сажали за "сговор с Путиным", а Виктор Андреевич выступал свидетелем обвинения.

Оттого Майдан-2014 столь разительно отличается от Майдана-2004. Оранжевую революцию называли номенклатурной, и это было правдой и не слишком ласкало слух, но у того Майдана имелась цель и признанные руководители, один из которых баллотировался в президенты. Сегодня нет ни выборов, ни лидеров, за которыми готова пойти большая страна, и когда того же Кличко, пытающегося остановить драку на Грушевского, граждане обливают пеной из огнетушителя, то это довольно грозная примета наступающей анархии. Поневоле затоскуешь по номенклатуре, но Тимошенко в тюрьме, а Ющенко лучше не появляться на Майдане. Он и не появляется.

В отличие от него, глава фракции "Батькивщины" взывает к Майдану, но даже по его краткой записи в фейсбуке заметно, что предложение Януковича взволновало Арсения Яценюка. Оказавшись между двух огней, оппозиционеры теперь уже сами, в стиле Януковича, тянут время и ставят условия, и их можно понять: один неверный шаг, и капкан захлопнется. И если время еще есть, что вовсе не факт, поскольку революция развивается сама по себе, безудержно и безначально, то имеет смысл хотя бы попытаться оседлать волну. Не принимая предложения, от которого все-таки следует отказаться, и стремясь в сжатые сроки покончить с "троевластием".

Так ведь не бывает, чтобы у гидры было три головы, разве что у контрреволюционной. Яценюк неизбираем, Тягнибок слишком, как бы это помягче сказать, бандеровец, остается Виталий Кличко. В качестве кандидата в президенты, которого провозгласят с трибуны Майдана отказавшиеся от личных амбиций перед лицом наступающего хаоса лидеры оппозиционных фракций, а не вице-премьера по гуманитарке. В качестве представителя новой номенклатуры, что бы это ни значило и как бы ни были дискредитированы политические элиты Украины за минувшие девять лет. И если даже робкий Ющенко после фальсификаций второго тура не боялся приносить президентскую присягу, то, вероятно, при дальнейшем обострении ситуации не побоится и Кличко. Есть надежда, что такой решительный номенклатурный шаг улица поддержит.

У тупых свои бонусы, и в эти дни Янукович пытается перехватить инициативу. Если бы он мог мирно досидеть до 2015 года и мирно уйти, то это был бы не худший выход, но, судя по всему, со своими предложениями он опоздал как минимум на месяц. Положение выглядит предельно опасным для всех. Подхватить или выхватить страну из его рук – долг политиков, способных вернуть себе доверие народа. И если так будет выглядеть номенклатурный реванш, то страна вздохнет с облегчением.

Илья Мильштейн, 27.01.2014