статья Катание на коньке

Илья Мильштейн, 16.09.2013
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Советский человек – явление уникальное, таинственное, малоисследованное. Вызывающее у независимого наблюдателя самые разнообразные чувства – от жалости и даже любви до полного остолбенения. Ибо советский человек – это существо, сплошь сотканное из противоречий.

Он способен, к примеру, проходить по земле как хозяин и одновременно лежать в канаве, неприязненно разглядывая окружающую действительность. Сердечность его вошла в поговорку, как и тупая злоба. Он боится, почитает и ненавидит начальство – таких же, в сущности, советских людей, только более везучих. Он всегда готов отдать последнюю рубашку и стибрить последний грош. Он широк и в случае чего переезжает жить в далекую Америку, но нередко возвращается, оставив там детей на ПМЖ, чтобы скучать по ним и ненавидеть американцев. Знаменитая его всемирная отзывчивость по сути своей парадоксальна: он распахнут всему свету, но недолюбливает расистов, евреев и негров.

Переживший крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ века и обосновавшийся в постсоветской эпохе, советский человек остался самим собой. Он тоскует по великой своей Родине, нерушимому Советскому Союзу, и цепко удерживает в памяти все обиды и унижения, которые там претерпел. Если же он выбивается в люди при нынешней власти, то воспроизводит самые характерные черты сгинувшего партийного начальства. Со всей его дурью, озлобленностью, отходчивостью, дисциплинированностью, анархией и тем непередаваемым юмором, который могут понять лишь посвященные.

Ирина Роднина – образец советского человека. Можно даже сказать, идеальный советский человек. Сбывшаяся мечта пропагандиста, гордость и оправдание той железобетонной державы, что развалилась без малого четверть века назад. Комсомолка, спортсменка, чемпионка. Навеки взлетевшая в воздух над негладким льдом, чтобы приземлиться в другом тысячелетии, в другой стране в кресле депутата Госдумы от партии "Единая Россия".

За спиной Ирины Константиновны не только победы. Но и одиночество в чужой стране под названием РФ, и два распавшихся брака, и полуэмиграция в США, и долгие безуспешные попытки построить Ледовый дом своего имени, и неудача на выборах президента Олимпийского комитета России, и вот этот утешительный приз напоследок: депутатство. Позолоченная вечная скамейка запасных для бывших чемпионов. Рядом с Хоркиной, Кабаевой, Третьяком, Сихарулидзе. Спортивная рота нижней палаты, набранная по строго лимитированному списку.

Ирина Роднина – классический советский человек. Готовый поддержать, если сильно попросят, какую-нибудь начальственную мерзость, но и способный со временем в этом раскаяться. Но только со временем, конечно, ибо советский человек соображает медленно. Через четыре с лишним года после публикации известного письма, одобряющего приговор по делу Ходорковского, она скажет, что подпись поставили в ее отсутствие. А еще годика через полтора, быть может, заинтересовавшись делом "ЮКОСа", даже попросит прощения у Михаила Борисовича. И это, пожалуй, будет поступком сродни ее чемпионским подвигам, только на ином поприще. Человеческим, что ли, поступком, не вполне типичным для новой общности людей, самозародившихся в партийных программах. Это запомнится.

Однако советский человек – явление не только уникальное, таинственное, малоисследованное, но и непредсказуемое, непостижимое. И можно лишь гадать, что там замыкается у него мозгах, когда он вдруг публикует у себя в твиттере шутку юмора. Почему это вдруг ей, спортсменке и чемпионке Ирине Родниной, показалось смешным: изобразить американского президента с супругой на фоне банана. Что за смешинка в рот попала.

Вспомнились такого же сорта забавы наших футбольных болельщиков? Или же Ирина Константиновна, приняв близко к сердцу полемику Путина с Обамой по сирийскому вопросу, столь причудливым образом решила поучаствовать в большой политике? Типа миротворец Владимир Владимирович победил и Вашингтон сосет банан, как пишут в интернетах? А может, у Родниной с Америкой свои счеты и что-то ей вдруг вспомнилось такое, что рука сама потянулась к фотошопу? Советскому человеку всегда ведь есть что сказать Америке или показать на картинке.

А вообще грустно, конечно, дорогие граждане и старушки. Единственное, что радует, - это внезапное приобщение к борьбе с ксенофобией такого известного политика как Алексей Навальный. Это же он, блуждая по пространствам Рунета, натолкнулся на твит в исполнении фигуристки и обессмертил ее хохму. Он посмеялся первым, а потом уже громыхнул международный скандал.

Путь, который проходит популярный ныне политик, еще вчера демонстрировавший на "русских маршах" и отрицавший лезгинку, а ныне увлекшийся борьбой за гражданские права американских президентов, против расизма и прочей сегрегации, заслуживает самого пристального изучения. Не исключено даже, что Алексей Анатольевич, посмеявшийся над депутатом Родниной, станет первым несоветским лидером на постсоветском российском пространстве. И мы когда-нибудь, наконец, под его чутким руководством начнем выходить из совка.

Илья Мильштейн, 16.09.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме