статья Выкупление грехов

Илья Мильштейн, 31.01.2013
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Процедуру упростят. Сбор документов облегчат. Скверные жилищные условия перестанут быть препятствием. А главное, каждой российской семье, которая согласится усыновить инвалидов, братьев и сестер, а также детей старше 7 лет, правительство выделит по 100 тысяч рублей.

Иными словами, издевательство над сиротами продолжается.

Только теперь это уже не геополитика в ее непостижимом современном оформлении: вы не пускаете в Америку взрослых, подозреваемых в убийстве зека Магнитского, а мы не пустим к вам детей. Теперь это внутренняя политика, основанная на однообразных, продиктованных заботой о престиже чиновных речах. Мол, Магнитский тут ни при чем, да и американцы тоже, просто нехорошо продавать детей на Запад. А то они, чего доброго, не войдут в царство небесное.

При этом известно, что россияне в массе своей не желают усыновлять детдомовских, в особенности инвалидов. Вице-премьер Ольга Голодец приводит чрезвычайно грустные цифры: в прошлом году соотечественники взяли в свои семьи всего 38 малышей с отклонениями в развитии и чуть более 450 детей старше семи лет. Тысячи сирот могли бы уехать в Америку в ближайшие годы, если бы не закон Ирода, но не уедут.

Предполагается, что их заберут люди, живущие чуть ли не в коммуналках. Бедняки, для которых 100 тысяч рублей – это очень серьезная сумма. Предполагается, что таким образом Россия решит проблему бездомных и сравняется с Америкой и развитыми европейскими странами, где сирот не продают за рубеж, поскольку вполне хватает местных усыновителей. Предполагается, что государство и граждане поменяются местами: при помощи взятки чиновники подкупят россиян, и детские дома опустеют.

И тут уже трудно постичь, что хуже: закон подлецов или закон простодушных коррупционеров. Чего пожелать ребенку, если у него останется выбор между сиротством и усыновлением в неблагополучную российскую семью, которая к тому же может просто позариться на деньги. При том, что для серьезно больных детей 100 тысяч деревянных – это сумма, которая израсходуется на лечение очень скоро, а ведь во многих случаях речь идет именно о таких сиротах. А привычная взяткоемкость нового закона: получишь 100, если откатишь 20 служащему опеки, или директору детдома, или им обоим?

Разумеется, все это не значит, что новый законопроект обрекает всех детей на унижения, нищету, возвращение в приют. Среди тех, кто будет их усыновлять, наверняка окажется некоторое количество людей бедных и добрых. Вот только вряд ли их будет много. А значит, и трагических инцидентов, связанных со здоровьем и жизнью детей, по-прежнему будет куда больше, чем в Америке. По той хотя бы причине, что усыновление чужих – это традиция, освященная десятилетиями, и если такие обычаи не привиты на уровне личного отношения к брошенным детям, то не помогут и деньги. Даже куда более значительные финансовые вливания, нежели те, что обещает вице-премьер правительства РФ.

К слову, это та самая Ольга Голодец, которая в декабре в числе немногих правительственных чиновников рискнула написать письмо Путину, указывая, что "антимагнитский закон" нарушает Конвенцию ООН о правах ребенка и Венскую конвенцию о праве международных договоров. Отдельно она сообщала президенту, что денонсация российско-американского соглашения об усыновлении приведет к потере контроля за десятками тысяч детей, которые уже воспитываются в США. Как известно, Путин проигнорировал это письмо в ряду иных обращений. Теперь, как можно понять, Голодец смирилась и взяла под козырек, помогая Кремлю заниматься тем, что у начальства принято называть заботой о детях; впрочем, выбор у вице-премьера был невелик. Или подавать в отставку, или заниматься имитацией спасения сирот. В надежде, что хоть кого-нибудь из них удастся пристроить внутри страны и статистика усыновлений хоть немного улучшится.

Американцы утверждают, что из-за закона Ирода уже пострадало около тысячи человек. Здесь речь идет о родителях, которые "вступили в процесс усыновления". То есть как минимум 500 детей остались в детдомах, дожидаясь усыновителей из других стран или вот тех россиян, которым теперь помогут материально. Сравним еще раз эти цифры. 38 больных, которых усыновили в России. 500 ребят, которым отказано, хотя среди них исключительно дети с отклонениями – других не отдавали. Теперь и этих не отдадут, и все лишь потому, что убийцы Магнитского и начальство в Кремле – трепетные, вспыльчивые, обидчивые люди. На их месте чиновники столь же бесчеловечные, но покрепче умом, хотя бы не напоминали о себе. Однако им все неймется, и национальный позор отныне проходит по графе "облегченная процедура".

Илья Мильштейн, 31.01.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме