статья Проехидна неподсудная

Илья Мильштейн, 03.01.2012
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

В предновогодней лихорадке, когда политически активные граждане приходили в себя после героических митингов, плохо думали о Путине и наряжали елку, эти новости прошли вторым планом. Имею в виду, к примеру, такого рода события, а если поподробней, то можно почитать здесь и здесь. А кому в лом напрягать зрение и ходить по ссылкам, перескажу сюжет в словах простых, непритязательных, бесхитростных.

У россиян украли голоса. Россияне, в полном соответствии с законом и пожеланиями высшего начальства, обратились в суд, куда принесли два документа. Протокол, выданный наблюдателям, а также окончательные итоги голосования, отраженные на волшебном сайте ЦИК РФ. Причем, что характерно, в первых протоколах успехи ПЖиВ были куда скромней, нежели в окончательных.

И если вы думаете, что члены местных избиркомов отправились в тюрьму, и готовы уже произнести речь о традиционной жестокости российской судебной машины, то хочу вас обрадовать: все они на свободе. А если вы полагаете, что оправдательные приговоры им писались под копирку, и намерены заклеймить продажность людей в мантиях, то спешу обрадовать еще раз. В одних случаях иски были отклонены за отсутствием улик, в других – не приняты к рассмотрению. То есть в каждом конкретном случае суд подробно и тщательно исследовал дело, обнаруживая в конце концов юридическую истину.

Истина заключалась в том, что выборы прошли честно.

Конечно, нельзя сказать, что это были первые такие суды в истории свободной России. Мы так и не скажем. Историческое своеобразие этих событий, вот как мы скажем, сводилось к тому, что все приговоры были вынесены после того, как прошли героические наши митинги. После того как президент Медведев, до последнего дня борясь с правовым нигилизмом, объявил в своем послании политическую реформу. После того как скинули Суркова, перекинув на модернизацию. После того как Алексей Кудрин встретился с Путиным, и тот обещал подумать о демократии и уже, говорят, застыл в задумчивой позе, не убирая ладони со лба. В общем, после того как "мы проснулись в другой стране".

По мне, так эти приговоры, вынесенные, кстати, исключительно в московских судах, находятся в одном ряду с вердиктами Сергею Удальцову и Таисии Осиповой. Тот же самый беспредел, только в ином правовом поле. Почти незамеченные в предновогодней лихорадке, они ясно свидетельствуют о том, что эта система, которую для простоты назовем "судебной", абсолютно безнадежна. И покуда политически активные граждане начиная с 10 декабря упрямо просыпаются в другой стране, системные программисты российской реальности просыпаются в той же самой. Они продолжают жить в параллельной, но весьма навязчивой реальности, которая вроде бы была частично отменена даже на кремлевских телеканалах.

Причем она не только навязчива и безнадежна, эта старая реальность, воплощенная в брутальных речах про гондоны и вердиктах разных там нагатинских судов. Она принципиально неизменяема, даже если бы сама, во главе со своим Путиным, пожелала измениться. Ибо "яйцеживородящая проехидна, – как отмечал еще в прошлом тысячелетии замечательный исследователь нашей фантастической жизни Аркадий Белинков, – не может произвести даже ветвистоустого жабронога. Яйцеживородящая проехидна может произвести только яйцеживородящую проехидну". И это старинное наблюдение из области политической биологии, относившееся к любому вертикальному режиму, ярко подтверждается в наши дни.

Эту систему, вместе с ее нацлидерами, спецслужбами, выборами и судами, хочется отменить, вычеркнуть из истории, снести. Однако тот же российский опыт показывает, что избавиться от нее можно лишь при помощи мирной, бархатной, почти бескровной революции. Когда новая реальность поглощает старую, и та, созрев и сгнив, способна лишь подергаться два-три дня, как в Августе, и откинуть копыта. В лобовом столкновении шансов на успех немного, и об этом следует помнить, выслушивая издевательские советы искать правду в судах и глумливые приговоры.

Илья Мильштейн, 03.01.2012


в блоге Блоги

новость Новости по теме