статья Сделайте продолжение

Илья Мильштейн, 20.09.2011
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Высокопоставленный и, как водится, анонимный источник в правительстве РФ зрит в корень. "Подобные инициативы, - говорит он, - ...в очередной раз показывают, на чьей стороне находятся эти так называемые правозащитники и чьи деньги они отрабатывают". Как легко догадаться, они отрабатывают американские деньги.

Речь идет о письме российских правозащитников, политиков и деятелей культуры, обратившихся в Сенат США с просьбой расширить "список Магнитского" за счет "списка "ЮКОСа". В новом перечне 305 имен, и подлинным украшением его являются два генпрокурора - бывший и нынешний, Устинов и Чайка. Еще эффектней могли бы прозвучать только имена Путина и Сечина, но их подписанты упоминать не стали, разумно предположив, что сенаторы не готовы закрывать въезд столь уважаемым людям.

Ответ анонима с Краснопресненской предсказуем и любопытен лишь в том отношении, что с ветхосоветских времен ничего нового в нашем агитпропе придумать не могут. Можно также заметить, что советские контрпропагандисты были как-то изобретательней. Вспоминается, например, бессмертная мельница, на которую льют воду безродные космополиты и прочие жалкие отщепенцы. Интересно также, почему на политические вопросы согласились отвечать в правительстве: раньше этим занимались преимущественно в Кремле и в МИДе. По-видимому, разгадка в том, что приближаются выборы, и люди из окружения Путина охотно берутся комментировать любые сюжеты.

Еще интересней другое. В советские времена способы давления Запада и диссидентов на Кремль были разнообразны, но никогда не касались личных бюджетов прокуроров, судей, чекистов и прочих винтов и винтиков карательной системы. Просто невозможно было вообразить, чтобы советские "силовики" хранили деньги в американских или швейцарских банках и обзаводились недвижимостью в Европе и за океаном, если только они не служили в шпионском ведомстве, но и там о частном бизнесе говорить не приходилось.

Эпоха глобализации раскрепостила всех граждан свободной России - от высшего начальства до бомжей. Любой из них имеет право вкладывать свои кровные в американскую экономику, обучать детей в европейских университетах, устраивать себе полноценный отдых на западных виллах и яхтах с ракетами среднего радиуса действия - были бы деньги. Доходит до того, что какой-нибудь полковник ФСБ, лично контролирующий работу нелегалов в США, сперва отправляет в логово врага жену и сына, а после и сам туда перебирается, прихватив секретные досье и прочие документы. Демократия, прозрачность границ, права человека - что тут поделаешь?

В этом смысле оглашение списков может оказаться куда более эффективным средством давления на Кремль, чем пресловутая поправка Джексона-Вэника в советские времена. Тогда все-таки дело касалось государственных интересов СССР, гори они огнем, а тут проклятые пиндосы залезают в карман лично к тт. Устинову, Чайке, Гриню, Егоровой, Бирюкову, Звягинцеву и др., если те действительно, в отличие от подписантов правозащитного письма, отрабатывают свои деньги на Западе. Такой метод принуждения к законности должен оказать сильное гуманизирующее воздействие на российскую карательную систему. Во всяком случае, другие методы, включая президентские послания и горестные размышления о правовом нигилизме, выглядят совсем уж неэффективными.

Что не меняется с советских времен, так это чувство, с которым диссиденты обращаются к Западу, надеясь найти управу на родную власть. Это чувство отчаянья. Ощущение глухой стены, о которую бьешься головой, пытаясь понять, почему погиб Сергей Магнитский, и стремясь спасти заложников "ЮКОСа". Тут не изменилось ничего, и речи анонимных источников лишний раз доказывают, что нормальный диалог общества с властью невозможен, как в самые безнадежные застойные годы. Без посредников не обойтись.

Илья Мильштейн, 20.09.2011


в блоге Блоги

новость Новости по теме