Выборы с открытым забралом
И у церкви бывают достоинства, которые суть продолжение ее недостатков. Например, дух реакционный и антисемитский побудил католиков в XIX веке осудить членство в тайных организациях - таких, где люди скрываются под масками. Нацелено было в жидомасонов, било мимо цели, но сам принцип правильный, и в сегодняшней России актуален.
Вот, к примеру, сайт, призывающий не смиряться с нечестными выборами. Имена инициаторов названы, но телефонов нет. Впрочем, инициаторы из людей занятых, ясно, что координировать движение за честные выборы не будут не они. А кто? Имен нет. Есть другой сайт - похоже, в дополнение к первому ("наблюдатель"). Тут есть телефон - не прилагаются имя, отчество и фамилия. Теоретически мы имеем сайт оппозиционный, а практически имеется нечто, что может быть вполне ловушкой для простаков, подставой.
Наверное, сайт не ловушка, но сама анонимность - ловушка. Почему люди боятся выступить от своего имени, очень понятно: боятся. Человек скрывается под анонимностью, потому что хочется и волюшку выудить из болота деспотизма, и не замочиться – в смысле не быть замоченным. Только вот беда: воля по определению там, где человек не скрывает своего имени.
Быть свободным означает не иметь паспорта, но быть свободным означает и не скрывать ничего из того, что в паспорте пишут. Свободен не тот, кто возглашает "я свободен!", а тот, кто спокойно говорит: "Я Иван Иванов, и я голосую против вас". Этим и замечательна свобода – не обязательно ждать установления свободы для всех, чтобы освободиться самому. Открыл свое лицо - назвал свое имя – и ты уже свободен. Цель и средство совпадают, случай редчайший – кроме свободы такое только, кажется, с любовью.
Применительно к наблюдению за выборами это означает, что анонимные наблюдатели за подлинностью выборов сработать не могут. Немного пользы и от анонимных помощников. Открытость, гласность, прозрачность - свободный человек требует их от власти не потому, что эти ужасные вещи могут, как жесткий ошейник, обуздать власть, а потому, что это вовсе не ужасные вещи. Каждый свободен настолько, насколько открыт, а кто заперт - какая разница, заперт изнутри или тюремщиком. Кто смотрит на мир через решетку, тот смотрит на мир через решетку, и неважно, сам он поставил решетку себе на окно из страха перед ворами или он был посажен в камеру с решеткой из страха перед ним.
Акт неповиновения властям, бунт можно осуществить в маске, скрывая свое лицо и имя. Акт свободы, акт объединения с другим во имя свободы анонимно не осуществишь. Демонстрация не от слова "демон", как утверждают парткомовцы от религии, демонстрация - от слова "показывать", а что в человеке более показывает его, чем имя? Нос, уши, губы и у скотины есть. Быть человеком означает быть носителем имени, а не носителем испуга. Выбор не между быть или не быть, а между быть или быть анонимным, между быть и быть в безопасности – мертвенной, тухлой безымянности.
"Глаза боятся, а руки делают". Бояться естественно, но жить по боязни противоестественно. Инстинкт самосохранения - нормальный, а не извращенный, человеческий, а не дочеловеческий - побуждает называть себя и тем самым быть собою. Надев маску, человек теряет лицо. А безликому - зачем свобода.
Вопрос об имени - это часть более общего вопроса о конкретности свободы и борьбы за нее. Свобода должна быть технологична не менее, а более политтехнологий рабства. Между тем на сайте, призывающем с утра пораньше голосовать против всех, говорится: "Мы намерены организовать серьезный общественный контроль на тысячах избирательных участков".
Только вот люди, вознамерившиеся организовать "серьезное", начинают с того, что о своем намерении сообщают на сайте с названием "нах-нах". Это стеб, а не серьезно. Если серьезно, то имя сайта должно быть серьезным. Хотя бы vozvraschaemvybory2011.ru. Пока свободно.
На первой же странице сайта должен быть перечень всех избирательных участков России.
На каждом участке должно быть как минимум двое согласных друг с другом независимых наблюдателей. Для провинции это очень много, но не безнадежно.
Зайдя на сайт, я должен легко найти свой избирательный участок и выяснить, есть уже на нем независимые избиратели или требуется моя помощь.
Если моя помощь требуется, я на этом же сайте должен найти адрес, телефон и электронный адрес партии, которая согласна предоставить мне мандат независимого наблюдателя.
Главное: движение не должно быть анонимным, инициаторы движения должны показывать пример. На сайте должен быть пофамильный список: Немцов - независимый наблюдатель на таком-то участке, Шендерович - на таком-то и т.д.
Серьезно - чтобы на сайте уже указывалось, насколько продвинулось дело создания "серьезного общественного контроля". Чтобы не вышло как непременно выйдет - что человек пойдет, проголосует, а без толку: его участок, оказывается, не имеет наблюдателей.
На сайте должен быть список адвокатов - поименный, с телефонами - готовых оказать помощь независимым наблюдателям. Если адвокатов не найдется (и даже если найдутся), на сайте должна быть инструкция: как вести себя, если после заявления о желании стать независимым наблюдателям с вами организуют профилактическую беседу чекисты. Закон о борьбе с экстремизмом им предоставляет такое право. Важно понимать, что не только в провинции, но даже в Москве за одно желание побыть независимым человека могут уволить. Это реальная опасность, и форма собственности тут большого значения не имеет. Бизнесмены в России придерживаются политики "быть хорошим соседом" - только вот "сосед" у них не их сотрудники, а государство. Попросит государство - уволят.
Это все надо предусмотреть, это все надо организовать. Это совсем небольшие деньги, но это совсем другой стиль поведения - серьезный. Выдвижение Буковского в президенты было изначально несерьезно, оправдано лишь как своеобразный пикет против деспотизма. Выборы же при деспотизме несерьезны, и бороться с этим нужно серьезно, а не стебно. Это, конечно, труднее, чем поднять шутовской хай, не обеспеченный организационно, технически, процедурно, и потом жаловаться на "народ". Но народовластие и есть труд, а не стеб и нахрап, которые лишь подпитывают деспотизм, приучая к мысли, что свободы нет, а выбор ограничен фальшивыми голосованиями в реальности и нефальшивыми голосованиями в Интернете. Пока вся затея свелась к очередному и бесплодному сбору подписей под безбумажной декларацией. Очень удобно - совесть виртуально чистая, и даже рано вставать не надо, а для русского человека главное чтобы не рано вставать. Это я как священник говорю, уж я-то знаю, почему церкви полупустые.
Статьи по теме
Выборы в кремлевской ОПГ
Народ не безмолвствует. Потешается. Придумывает, что и как делать в тот день, которые Кремль называет днем выборов. Кажется, большинство считает, что лучше не ходить голосовать. Но выросло и число тех, кто в предыдущие годы игнорировал избирательные спектакли, а в этот раз хочет активно выразить свое несогласие с происходящим.
Пациент скорее лжив
По существу, спор об отношении к выборам между Каспаровым, Навальным и Немцовым - это попытка установить общественную норму приличия для участия или неучастия в заведомо лживом государственном мероприятии. Это попытка найти верный баланс между общечеловеческой моралью и политической целесообразностью.
Ненужные споры
Необходимо согласиться с тем, что все предложенные варианты поведения в день выборов, приемлемы. Необходимо признать, что ни один из вариантов поведения не имеет практического смысла. Независимо от того, какой вариант поведения вы изберете, результат будет тем, который нарисует товарищ фокусник.