Подчинительный союз
Теперь уже ясно, что военная операция западных коалиционных сил против ливийского диктатора Каддафи будет иметь трагические последствия для судьбы российского либерализма и демократии. Экстаз великодержавия, в котором в очередной раз слились национальный лидер, элита и общество, не просто играет на руку верховной власти. Внутренняя ситуация неумолимо развивается в сторону дальнейшей централизации и закрепощения народа во имя величия державы и защиты от внешнего врага. Все это происходит под информационный шум о разногласиях в тандеме, о переформатировании партии "Правое дело", об экспертных докладах насчет демократизации российской политической системы. И под звуки общественного одобрения.
Еще в начале этого месяца было опубликовано знаменательное интервью координатора "Единой России" по национальной политике Абдул-Хакима Султыгова. Напомню, что именно он в свое время первым выступил с идеей национального лидера. Первоначально к тому документу, появившемуся на сайте "Единой России" 6 ноября 2007 года, неоднозначно отнеслись даже прокремлевские эксперты. Спустя годы видим, что идея не просто прижилась: Владимир Путин и не воспринимается сегодня иначе как национальный лидер.
Очередная идея Султыгова для России – унитарное государство. Сама идея не оригинальна – до него ее высказывали разные представители российской элиты – от эпатажного Владимира Жириновского до вполне респектабельного Константина Ремчукова. В этот раз идею унитарного государства представляет функционер партии власти, отвечающий в ее руководстве за национальную политику. Он предлагает национальным элитам республик в составе Российской Федерации "подумать об отказе от республиканского статуса". Соблюдается демократия: "любые рассуждения об упразднении национальных республик сверху" отвергаются как "провокативные", но постановка вопроса "снизу, от самих республик" приветствуется. Будучи посвященным в кухню российской политики, Султыгов уверен, что "придет время и такая инициатива появится".
Понимая логику действий российской власти, мы тоже уверены, что появится. Первый шаг на этом пути был сделан 12 августа 2010 года, когда глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что "в едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами и т.д.".
Идейный предшественник г-на Султыгова – почитаемый российской элитой товарищ Сталин. Сталинский проект объединения советских республик предусматривал не их союз, на чем настаивал Ленин, а вступление их в РСФСР на правах автономий. В итоге политического и личного противостояния 1922-1923 годов Сталин формально согласился с критикой со стороны Ленина, заменив Российскую Федерацию на Советский Союз, но суть осталась. Советский Союз был не федерацией союзных республик, как значилось в Конституции, а унитарным государственным образованием, пусть и с формальным правом республик на отделение.
Надеясь предотвратить сценарий распада Советского Союза для современной России, Султыгов идет дальше Сталина. Он предлагает республикам отказаться даже от своего формально автономного статуса и считаться лишь территориальной частью единого государства – Российской Федерации.
Перед функционером "Единой России" стояла также задача погасить возможность возникновения новой "Манежной площади". Делается это опять по сталинским образцам – произносится немало дежурных слов о величии русского народа. И вслед за Сталиным, утверждавшим, что "среди равных наций в СССР самая советская, самая революционная – русская нация", Султыгов говорит, что по сути "Россия является Русской Республикой, а Конституция страны – Русской Конституцией". Русский народ в его представлении уже не просто сформировался как политическая нация, а "выступает в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации". Если Сталин провозглашал русский народ синонимом советского ( на этом основании Российской Федерации – единственной союзной республике в СССР - не полагалось иметь ни своей столицы, ни своего ЦК партии), то сегодня русский народ провозглашается синонимом российского. Ему предлагается гордиться русским языком в качестве государственного и радоваться принадлежности к великой державе, потому что русские представляют ядро страны, ее европейскую часть.
Полагаю, Султыгов представил общественности образ России недалекого будущего. Это унитарное государство, более жесткое, чем Советский Союз. Установление единообразия страны в целях предотвращения ее распада неизбежно потребует от нынешней верховной власти еще большей централизации. При этом реальные межнациональные проблемы, которые существуют в стране, будут загнаны в подполье. Для особо активных их выразителей в Госдуме готовятся ужесточающие поправки к 282-й статье Уголовного кодекса. А на поверхности будет дан простор государственной пропаганде и демагогии прокремлевских экспертов, которые будут убеждать народ в том, что "культура и литература помогут нам сплотиться".
В этом контексте 2012 год планируется объявить "годом русской нации", что означает "разного рода общественно-политические и культурно-просветительские мероприятия, различные форумы научного и экспертного сообщества на федеральном уровне и во всех регионах России". Свое место в этой программе несомненно займет движение "Наши": "Только распространяя наше идейное влияние на молодое поколение, мы сможем противостоять вовлечению молодежи в ряды экстремистских организаций фашистской и либеральной направленности... Мы должны противостоять фашизму во всех его проявлениях, распространять идеи объединения рас, религий и культур для блага нашей общей Родины – России. Борьба с фашизмом сегодня есть составная часть борьбы за целостность и суверенитет России. Мы должны дойти до каждого вуза, техникума, ПТУ и школы с пропагандой нашего проекта".
Показательно, что Султыгову очень нравится результат государственного строительства, достигнутый в Чечне. Он уверен, что за границей сегодняшняя Чечня воспринимается как "русское чудо". И солидарен с Юлией Латыниной в оценке Рамзана Кадырова, называя его не только самым успешным чеченским лидером, а политиком "русского глобального масштаба", который демонстрирует "конкурентоспособность универсального русского государственно-цивилизационного проекта".
В 1922-1923 годах, создавая Советский Союз, скрепленный вертикалью власти партийного аппарата, Сталин заложил мину замедленного действия, взорвавшуюся в 1991 году. СССР распался на 15 независимых республик, но распался относительно мирно, строго по их границам. Современная власть, вынашивая очередной проект унитарного государства для России, закладывает более мощную мину. Если исчезнет властная вертикаль спецслужб, скрепляющая страну, последствием будет широкомасштабная гражданская война. Вынашивать такой проект может только власть, абсолютно уверенная в том, что она пришла навсегда.
Статьи по теме
По сталинным рецептам
Документальный фильм "Вторые похороны Сталина", показанный по телеканалу "Россия", представляет собой настоящий панегирик диктатору. Хороший Сталин противопоставляется плохому Хрущеву. Для создания нужного эффекта используется соответствующий подбор "говорящих голов".
Усная традиция
Очередную годовщину смерти Сталина мыслящая часть общества встретила с особыми чувствами. Тиран практически реабилитирован. А может, все это понарошку? Может, власть пытается отвлечь внимание от реальных проблем? Читайте мнения Ирины Хакамады, Юрия Рыжова, Кирилла Рогова, Эдуарда Лимонова и других.
Отэц или мат
Что правда, то правда: Сталин, как известно, действительно прославился на весь мир не только как яростный и непреклонный адепт гражданских свобод и человеческого достоинства, но и как горячий поборник и защитник свобод экономических, в том числе малого и среднего бизнеса, не говоря уже о крупном.