Россия должна стать привлекательной
Газовая война с Украиной, начавшаяся в последние дни старого года, закончилась невразумительным мутным соглашением в первые дни года нового, и много собой объяснила. Во-первых, мы получили еще одно фундаментальное подтверждение, что Хозяин Кремля - человек мстительный, ибо Украине выламывали руки, как Ходорковскому. Во-вторых, стало ясно, что месть ему дороже государственных интересов и прямой арифметической расчетливости. В-третьих, Хозяин Кремля опять потерпел сокрушительное поражение, как в 2004 году, когда он приехал в Киев поддержать Януковича и тем самым свалил его. Он обозлил народ Украины.
Без сомнения и цены на газ нужно было повышать, и начать это делать следовало давным-давно, и использовать поставки нефти и газа в целях давления на соседние страны нормально - почему не использовать, если можно чего-то добиться. Однако Россия подполковника Путина в газовой войне действовала как слон в посудной лавке - тупо, глупо, всем очевидно. Пританцовывая на украинской посуде на виду у всего украинского народа, а в его рядах - одиннадцать миллионов русских. И народу Украины было ясно, что повышение цен на российский газ вызовет соответствующее значительное повышение цен на Украине, в том числе и на продукты питания. Украинскому народу ясно, что его наказали за то, что он выбрал Ющенко и совершил оранжевую революцию. А Кремль просто балдеет как бешеный бык, услышав словосочетание "оранжевая революция".
4 января я был гостем "Эха Москвы". Говорили на тему "Чем скрепить СНГ" вместе с Сергеем Митрохиным ("Яблоко") и Константином Затулиным ("Единая Россия"). Словосочетание "оранжевая революция" первым употребил в передаче Затулин. С плохо скрываемым отвращением. Я сказал, что "оранжевая революция" - это чекистская паранойя, что за борьбой против воображаемой этой революции стоит всего лишь обычный страх потерять власть. Власти чекистскую группировку Путина может лишить только объединенная оппозиция. Потому они так боятся именно союза демократов ("Яблоко" с национал-большевиками. Потому что именно демократы Киева и националисты Львова в сумме и поставили на Майдан революционные силы. Ясно и понятно, и комментариев не требуется. Что, собственно, ужасного в мирном союзе политических сил, даже таких противоположных, как демократы и националисты? Ничего ужасного, кроме удивления "как им это удалось?"
Здесь я уже вышел за рамки беседы на "Эхе", но вернусь в них, чтобы отметить, что Сергей Митрохин принципиально заметил после меня, что речь не идет о союзе между "Яблоком" и НБП, что "Яблоко" лишь защищает политзаключенных-нацболов, но их смущает и будет смущать символика НБП и ее название. На что я ехидно заметил: "Это Вы, Сергей, для Григория Алексеевича Явлинского сейчас сказали?" Воспользуюсь случаем и скажу, что Ющенко во имя победы солидаризировался с украинскими националистами-западенцами. Эти ребята - такие махровые ребята, возводящие свою родословную к Украинской Повстанческой Армии, что левая НБП рядом с ними выглядит как демократическая партия. Но, увы, продолжать ряд сравнений невозможно, потому что российского Ющенко в рядах "Яблока" нет. Увы. Кандидат же на роль российского Ющенко - Касьянов - в голосовании "политик года" на сайте "Эха Москвы" набрал всего 3 процента голосов. Меньше меня, грешного, - я набрал 4 процента и был в голосовании на пятом месте. Я спросил у ведущего Сергея Бунтмана, следует ли полностью доверять этому голосованию, он заверил меня, что результаты абсолютно честные. Меня не радует результат Касьянова, я видел его как нейтральную фигуру, способную стать общим кандидатом от оппозиции на президентских выборах. Мой результат меня радует, но не удивляет. В сущности, это оценка борьбы НБП в 2005 году. Эта оценка должна быть выше и была бы выше, если бы принявшие участие в голосовании трезво оценили роль НБП и не переоценивали роль какого-нибудь Илларионова, всего лишь оспаривающего экономическую политику Кремля. И только.
Возвращаясь к теме "Чем скрепить СНГ", могу констатировать с сожалением, что общего проекта для стран СНГ не существует. Хотя еще князь Трубецкой в начале 30-х годов ввел в обиход понятие "Евразия" и утверждал, что территории, издавна составившие Российскую империю, есть географическое, климатическое, геополитическое, экономическое и этническое единство. Что эти территории и народы, их населяющие, обречены на то, чтобы жить в единстве, что у них общая судьба. Сегодня мы видим, как примирившаяся Европа образовала естественный Европейский союз. Столь же естественным мог бы быть Евразийский союз во главе с бывшей метрополией (ядром Евразии) Россией. Однако страны от нас разбегаются. И не только вследствие неуклюжей внешней политики путинской группировки, но и ввиду ее отвратительной и деспотической внутреннеей политики.
Для того, чтобы понять проблему, обратимся к привлекательным странам. Привлекательны, несомненно, США. Это могущественная военная держава, способная, если необходимо, защитить страну-союзника или страну-сателлита с помощью прямого военного вмешательства. Это чрезвычайно богатая страна, способная поддержать своих союзников экономически. Это страна агрессивной современной поп-культуры: киноиндустрия, музыка, компьютеры, Билл Гейтс, чудеса науки. Все это знают. Есть оборотная сторона, как же без нее: не знающий пределов империализм, агрессия всех видов против врагов. Но для тех, кто хочет дружить с США, они выгодный и привлекательный друг.
Второй пример - Франция. Сохраняя непререкаемый авторитет в глазах стран мира и особенно бывших колоний, страна свободы и современной культуры, убежище для политэмигрантов всех стран, Париж остается Меккой европейской культуры, родиной Французской Революции, великих людей. Несмотря на проблемы (в 60-е годы отпадение Алжира и бунт студентов; только что - бунты в арабских кварталах), сохраняет привлекательность как столица культуры и свободомыслия, моды и "хорошей жизни", романтическая мечта.
Рядом с США и Францией представим Россию. Она тотально непривлекательна. Ее мощи было недостаточно, даже когда мы были вдвое больше и назывались СССР, - коммунистическому Афганистану мы помочь не смогли. В конце 90-х предали сербов, предали Ирак, боимся взять к себе Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье. Когда-то в 18-м веке у нас просили убежища калмыки, спасаясь от войск Джунгарского царства, к нам под власть Белого царя пришла Грузия, чтобы мы спасли ее от набегов иранских шахов. Сегодня мы не можем никого защитить, у нас не запускаются баллистические ракеты, наши идиоты политики уничтожили ядерные подлодки. И так далее, и тому подобное.
Сегодня военную мощь олицетворяет Вашингтон. Туда, словно в Орду, ездят лидеры среднеазиатских стран, прибалтийских стран и даже родственная, своя в доску и "наша" Украина влюбленными глазами смотрит на свирепую империю - США. К тому же американский доллар кажется вечным и нерушимым, США так богаты, что даже могут не вести войны, они скупают врагов, как сделали это в Афганистане.
Мы не сильны, но, может быть, мы авторитетны в области свободы или культуры? Россия - не страна свободы, группировка Путина установила в стране климат политической несвободы, репрессии, расправы с инакомыслящими политиками (Юшенков, Старовойтова) и партиями (НБП) - печальная ежедневная действительность. В 90-е годы в Россию-метрополию ринулись было в поисках убежища политэмигранты из стран СНГ. Однако сегодня большинство из них покинули бывшую метрополию. Россия выдает политэмигрантов сплошь и рядом самым одиозным режимам - азиатским деспотам Каримову, Туркменбаши и другим. Сама Россия ведет второе десятилетие кровопролитную войну в Чечне. Последствия войны - одичание нравов в России. Бесчеловечная милиция устраивает погромы и зачистки в российских городах. Большая часть населения России, несмотря на рекордные денежные урожаи с продаж нефти и газа - жалкие бедняки. Если сравнить РФ с Украиной, Украина имеет куда больше политических свобод, там немыслим свирепый контроль над политическими партиями, какой есть в России. А если сравнить РФ с Казахстаном, Казахстан развивается стремительнее и доходы граждан выше. Если Россия для них и пример, то пример отрицательный.
Но, может быть, бедная, слабая, несвободная Россия является хотя бы страной высокой современной культуры? Ничего подобного нет. В России делают жалкие фильмы, глупые книги, тупые пьесы. Россия провинциальна. А Пушкин давно умер в своем глубоком 19-м веке, но и тогда он в переводах никого не впечатлял за границами Российской империи. Какой из российских певцов интересен за пределами России? Может, Пугачева или Шнур? А хиты-премьеры РФ - "Мастер и Маргарита", "Дневной дозор" - наивные кустарные постановки для домашнего потребления. Ведь так. В культурном пространстве россияне - гопники.
Нет, недаром самым крупным событием 2005 года большинство россиян назвали празднование 60-летия Победы. И это знаменательно и символично. Не имея никаких побед в настоящем, люди, превратившиеся из нации в население, судорожно ищут, чем бы себя психологически укрепить. И обращаются к суровой поре 1941-45 годов, когда у всей Евразии, у всех ее народов был общий проект - остановить нашествие на нашу землю. Вот тогда метрополия - Россия - пользовалась непререкаемым авторитетом, и была не просто привлекательна, но была единственным спасением.
Россия должна стать привлекательной. А манипулирование газовыми ценами - оружие слабых. Мерзнуть и считать гривны в кошельке будут не Ющенко и не Путин, а наши с вами простые родственники на Украине.
И среди них моя старенькая мама в Харькове.
Статьи по теме
Кремль ставит на запоры
Продавец, способный ради личных амбиций хоть на минуту оставить без газа всех покупателей, рано или поздно потеряет доверие к своему товару. Он просто распугает клиентов.
Трубопровод с запаcного пути
Мы, конечно, мирные люди, но наш трубопровод всегда стоит на запасном пути. Новое оружие новой холодной войны, развязанной путинской Россией: химическое оружие, углеводороды.