статья Новая вводная

Владимир Абаринов, 09.04.2018
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Принимая в Белом Доме лидеров стран Балтии, президент США повторил свою обычную формулу: "В идеале мы хотим поладить с Россией. Поладить с Россией - это хорошо, а не плохо. С этим почти все согласны, кроме очень глупых людей. Может, мы поладим, а может, нет. И, возможно, никто не был с Россией жестче, чем Дональд Трамп". Его спросили: кто же ему теперь Владимир Путин - друг или враг? Президент ответил загадочно: "Мы это установим. Я дам вам знать. В свое время вы узнаете об этом. Посмотрим". На третий день после этих слов он дал знать: администрация объявила, что вводит новые санкции против физических и юридических лиц России. Санкции введены во исполнение закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций", который был принят Конгрессом еще в июле прошлого года. Администрация всячески сопротивлялась его принятию, утверждая, что закон лишает ее рычагов воздействия на Москву. Но в Конгрессе за него проголосовало подавляющее большинство, отобрав у президента возможность применить вето.

Закон не ввел новых санкций - он кодифицировал уже действовавшие на тот момент. Но прежде они действовали на основании президентских указов. Теперь, когда они стали законом, отменить их стало гораздо сложнее. Кроме того, закон расширил список прегрешений, за которые полагаются санкции, - в него попали кибератаки и вмешательство в американские выборы. Особая статья гласит, что не позднее чем через 180 дней после вступления закона в силу министр финансов по согласованию с директором национальной разведки и госсекретарем должен представить Конгрессу подробный доклад, в котором будут перечислены старшие должностные лица и олигархи России; при составлении списка руководствоваться следует их "близостью к режиму и размерами состояния".

О необходимости составить список, получивший название "кремлевского", законодатели неоднократно напоминали администрации. В России по этому поводу царил нездоровый ажиотаж: "близкие к режиму" лица нанимали маститых вашингтонских адвокатов и лоббистов, чтобы не попасть в список, но в Вашингтоне никто не знал, как этому помешать, - список составлялся в обстановке строгой секретности.

Наконец, 30 января, в последний день отведенного законом срока, список был опубликован. Он включал более 200 имен и не сопровождался никакими комментариями. В Москве стали шутить, что Минфин США тупо переписал кремлевский телефонный справочник. Закон не указывает, что нужно делать с этим списком. Президент Трамп ничего и не делал. Фигуранты списка расслабились.

В Москве отлично понимали, что Дональд Трамп оказался в двусмысленном положении: он не может наказывать за то, чего не признает или не считает нарушением закона. Он долго отрицал российское вмешательство в выборы, потом стал его признавать, но говорить, что никакого влияния на итоги выборов это вмешательство не оказало. Вот если бы он проиграл выборы - тогда другое дело. И, разумеется, он категорически отрицает предвыборной сговор своей команды с Россией.

Но неисполнение закона о санкциях в свою очередь навлекает на него подозрения: не потому ли он так туго идет на санкции, что обещал Москве за ее помощь отменить их? Он может сколько угодно называть российское вмешательство фальшивкой, высосанной из пальца демократами в оправдание своего поражения. Но у его подчиненных, отвечающих за национальную безопасность, факт вмешательства не вызывает никаких сомнений, и они публично говорят об этом.

В частности, его советник по нацбезопасности (теперь уже бывший) генерал Макмастер на обеде в Атлантическом совете в честь тех же балтийских лидеров отзывался о действиях России исключительно резко. "Со времен кибератаки против Эстонии в 2007 году и вторжения в Грузию в 2008-м, - сказал он, - Россия применяла старые и новые формы агрессии с целью подрыва наших открытых обществ и основ международного мира и стабильности... Слишком долго некоторые страны отворачивались от этих угроз. Россия нагло и неправдоподобно отрицает свои действия, а мы так и не заставили ее заплатить сполна". Речь генерала содержала не только инвективы по адресу Москвы, но и программу ответных мер. Уходя в отставку, он как бы огласил свое политическое завещание, отмахнуться от которого трудно.

В силу всех этих обстоятельств позиция Трампа в отношении России отличается непоследовательностью, импульсивностью и некомпетентностью. Свое стремление "поладить с Россией" президент США объясняет тем, что "Россия может помочь нам с Украиной, Сирией, Северной Кореей". Как и чем она может помочь, если у Москвы и Вашингтона ровно противоположные цели во всех трех случаях? Пентагон планирует увеличение американского военного присутствия в Сирии - Трамп, вопреки единодушному мнению военных, разведсообщества и Госдепа, вдруг объявляет о скором выводе американских войск из Сирии. Тереза Мэй обзванивает союзников, собирая коалицию для коллективного демарша в связи с делом Скрипалей, - Дональд Трамп звонит в Кремль, чтобы поздравить Путина с переизбранием, предлагает ему встретиться и ни единым словом не упоминает об отравлении в Солсбери. После неожиданного заявления Трампа о намерении встретиться с северокорейским вождем Ким Чен Ыном Москва настойчиво подталкивает стороны к проведению саммита, отлично понимая, что он скорее всего даст обратный ожидаемому результат.

"Кремлевский список" выглядел формальной отпиской. Между тем из штаба спецпрокурора Мюллера поступали все новые сведения о вмешательстве России в американские выборы, появились первые обвинительные заключения, в том числе в отношении российских граждан, а затем и первый приговор. Законодатели при каждом удобном случае напоминали президенту, что со списком пора уже что-то сделать, а министр финансов Стивен Менушин обещал, что санкции вот-вот будут введены. 6 апреля это произошло.

Главный объект новых санкций - Олег Дерипаска и его бизнес. В санкционный список попал не только он, но и его деловые партнеры, из 14 компаний половина связана с Дерипаской. Это уже не ограничения, а полная блокада. Эксперт Атлантического совета Андерс Ослунд считает, что бизнесу Дерипаски приходит конец. "Проваливайте", - отвечал алюминиевый магнат на настойчивые вопросы о своем участии в Рашагейте корреспонденту CNN Мэтью Ченсу в ноябре прошлого года. Однако это было до публикации в феврале этого года расследования Алексея Навального о его совместном с вице-премьером Сергеем Приходько времяпрепровождении на яхте олигарха в норвежских водах. А в начале марта американский студент Скотт Стедман, пользуясь инструментами Гугла, установил, что личный самолет Дерипаски прилетал в августе 2016 года в аэропорт Ньюарка, чтобы, по всей видимости, забрать доверенное лицо олигарха, Константина Килимника, после встречи с советником Трампа Полом Манафортом. После этого самолет залетел в Москву - судя по всему, чтобы принять на борт Приходько, - а оттуда в Норвегию. В совокупности с записями Насти Рыбки создается впечатление, что олигарх и вице-премьер обсуждали информацию, доставленную Килимником.

Это, конечно, лишь верхушка айсберга. При этом Москва продолжает упрямо твердить, что все обвинения голословны, и требует доказательств.

Интересен и список попавших под санкции кремлевских чиновников. Вот, например, Олег Маркович Говорун - начальник управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с СНГ, Абхазией и Южной Осетией. Он фигурирует в известном досье Кристофера Стила, которое Трамп объявил "грязной фальшивкой", как участник кремлевских коррупционных схем в 1990-е годы и теперь остается главным связующим звеном между президентом Путиным и "Альфа- Групп". Интересен и Евгений Школов, которого называют "теневым силовиком" Кремля: все кадровые решения по силовому блоку принимаются при его непосредственном участии.

Если Говорун и Школов значатся в "кремлевском списке", то Алексея Дюмина в нем нет. Сейчас он губернатор Тульской области, но прежде был личным адъютантом президента Путина, а в период украинского кризиса и захвата Крыма занимал пост заместителя начальника ГРУ и, как сообщалось, руководил эвакуацией Виктора Януковича. Помимо всего прочего, его называли возможным преемником Путина. Самое интересное, что ни Кремль, ни Белый Дом после взаимного выдворения дипломатов и введения новых санкций, на которые Москва пообещала ответить, не отказались от идеи личной встречи президентов. Пресс-секретарь Белого Дома Сара Сандерс подтвердила, что намерение Дональда Трампа остается в силе. В воскресенье утром президент США написал в Твиттере: "Много погибших, включая женщин и детей, от безрассудной химической атаки в Сирии. Район злодеяния блокирован и окружен сирийской армией, что делает его недоступным для внешнего мира. Ответственность за поддержку Зверя Асада несут президент Путин, Россия и Иран".

Скоро мы узнаем, насколько он серьезен на этот раз.

Владимир Абаринов, 09.04.2018


новость Новости по теме