статья Атлетальный исход

Владимир Абаринов, 11.11.2015
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Немецкий спортивный журналист Хайо Зеппельт занимается проблемой допинга уже два десятка лет. В его карьере были и награды кинофестивалей, и судебные иски. Не было только одного: серьезных последствий для системы, которую он разоблачал. И вот теперь, похоже, они наступили: должностные лица Международной федерации легкой атлетики привлечены к уголовной ответственности, российской легкоатлетической сборной в полном составе грозит дисквалификация на Олимпийских играх будущего года в Бразилии.

Документальный фильм Зеппельта "Секретный допинг: как Россия добивается побед", показанный по немецкому телевидению 3 декабря прошлого года, стал основой для расследования независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства. Члены комиссии пошли по стопам Зеппельта. В их докладе подробно описано, как российские атлеты уклонялись от встреч с ними и как те, кто согласился говорить, отказывались продолжать после внушения, полученного от чиновников. Рассказано об изощренных способах подмены и фальсификации допинг-проб, о том, что делалось это не только с ведома, но и по указанию государства, а весь процесс работы "независимых" лабораторий контролировали сотрудники ФСБ.

То, что прежде преподносилось как злоупотребления отдельных спортсменов и тренеров, теперь предстало как четко отлаженная и безотказно действующая схема. Иначе и быть не могло в стране, которая спортивным рекордам придает статус национальных политических побед, в стране, где судьбы и здоровье спортсменов стали разменной монетой великодержавного агитпропа.

В фильме есть отповедь начальника московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова (он обвиняется в том, что уничтожил полторы тысячи допинг-проб, которые должны храниться 10 лет; его лаборатория уже лишена аккредитации Всемирного антидопингового агентства):
- Не стоит верить мошенникам. Они потерпели катастрофу в жизни. Брал ли я деньги с тех, кто хотел скрыть результаты допинг-контроля? Никогда!

Что правда, то правда: главные свидетели Зеппельта - спортсмены, дисквалифицированные за применение допинга. Но они утверждают, что отказаться невозможно: либо ты принимаешь запрещенные препараты, либо уходишь из большого спорта. Система.

Но меня больше всего поразило не это. Кто же сомневался, что если есть способ повысить спортивные результаты, это государство им воспользуется? Самое гнусное - это то, что издевательство над собственным организмом оплачивали сами атлеты. Бегунья Юлия Степанова рассказывает:
- Я пришла к нему в кабинет... Он дал мне баночку с пилюлями и надписью "Оксандролон". И сказал: если я возьму первое место, то заплачу ему 50 тысяч рублей, за второе место - 30, за третье - 20 тысяч. А еще пять процентов от всех денег, что я заработаю за сезон. Само собой, препараты он мне тоже продал.

"Он" - это Сергей Португалов, профессор, заместитель генерального директора федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научный центр физической культуры и спорта", которого Всероссийская федерация легкой атлетики величает "специалистом международного уровня по антидопингу".

Марафонка Лилия Шобухова стала жертвой откровенного вымогательства: перед Играми 2012 года в Лондоне ей сообщили из федерации, что у нее проблемы с допинг-пробами. Хочешь участвовать - плати. И назвали сумму: 150 тысяч евро. Она заплатила. Деньги, вся сумма наличными, были переданы из рук в руки в московском офисе федерации. Потом потребовали еще. Вдвое больше. 450 тысяч в общей сложности.

Она участвовала в лондонских Играх, но из-за травмы бедра сошла с марафонской дистанции на 23-м километре. В 2013 году антидопинговая комиссия федерации дисквалифицировала ее "на основании аномальных показателей биологического паспорта". Ее результаты начиная с октября 2009 года аннулировались. Лилия и ее муж и тренер Игорь отказались подписывать бумаги: "За что мы заплатили 450 тысяч евро?" Тогдашний президент федерации Валентин Балахничев согласился вернуть бóльшую часть суммы.

Зеппельту Балахничев сказал, что ему ничего об этом не известно. 300 тысяч евро были переведены со счета сингапурской компании, которая прекратила существование вскоре после этой операции. Но Шобуховы сохранили в электронной почте письмо, которым старший тренер сборной Алексей Мельников и Балахничев извещали их о переводе.

Реакция должностных лиц России на разоблачения Зеппельта и независимой комиссии предсказуема и банальна: опять мировая закулиса воду мутит.

- Естественно, одной из целей авторов этой сомнительной сенсации, которой предшествовали уже ставшие традиционными сливы в средства массовой информации, был срыв подготовки и деморализация российских спортсменов перед Олимпиадой 2016 года и в целом дискредитация России как спортивной державы.
Так выразился член комитета Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодежи Василий Шестаков. Враги, мол, озлоблены на Россию за ее спортивные победы и за то, что она получила право проведения футбольного чемпионата:
- Конечно, это вызывает некоторую изжогу у наших политических оппонентов. В результате они стали не только предъявлять более жесткие требования к российским спортсменам, но и, я вполне это допускаю, пошли на подтасовку фактов. Не смогли подкопаться под заслуженно доверенный России мундиаль, так решили зайти с другой стороны.

Эти избитые филиппики не удивляют. Иное дело реакция некоторых коллег. В картине Зеппельта крупным планом продемонстрирован постинг в фейсбуке обозревателя "Эха Москвы" Натальи Калугиной по адресу Юлии Степановой:

83065

Человек, способный написать такое, нравственно невменяем.

"На международном уровне, - писал в декабре 1945 года под впечатлением британского турне московского "Динамо" Джордж Оруэлл, - спорт откровенно имитирует войну... Серьезный спорт не имеет ничего общего с честной игрой".

Все давным-давно прекрасно это знают. Но продолжают делать вид, что существуют какие-то "идеалы спорта". Оруэлл в своем эссе называет эти разговоры вздором. Министр спорта РФ Виталий Мутко по-своему прав, когда говорит, что нельзя "все проблемы легкой атлетики свалить на Россию". Но надо с кого-то начинать. Почему бы и не с России?

Владимир Абаринов, 11.11.2015


новость Новости по теме