Наперсники возврата
Когда-то русский путешественник и беллетрист Николай Карамзин, будучи в Лондоне, обнаружил вдруг, что в кармане у него остались две последние гинеи, вскочил с постели и побежал в порт искать ближайший корабль в Россию. На прощанье решил сделать себе "куафюру" по моде лондонских денди. Цирюльник, паче чаяния, оказался соотечественником:
Меня провожал русский парикмахер Федор, который здесь живет семь или восемь лет, женился на миловидной англичанке, написал над своею лавкою: "Fedor Ooshakof", салит голову лондонским щеголям и доволен, как царь. Он был в России экономическим крестьянином и служит всем русским с великим усердием.
Бывший русский крестьянин живет в Лондоне, имеет свое дело и "доволен, как царь"... Писалось это в либеральное царствование Екатерины II. При Павле Карамзин такого вольнодумства себе уже не позволял - вмиг стал бы невыездным, а правом ездить за границу русские дворяне дорожили крайне.
Я вспомнил Карамзина по случаю завязавшейся на Радио "Свобода" дискуссии на тему "валить или не валить?". Откуда и куда - понятно. Из России. На Запад. Наряду с "кто виноват?" и "что делать?" - один из проклятых русских вопросов.
В пользу "валить" высказалась гордость российской журналистики, мой товарищ по двум газетам, "Независимой" и "Сегодня", Ольга Романова. Ее муж, бизнесмен Алексей Козлов, осужден за мнимое экономическое преступление, и я с восхищением наблюдаю ее поединок с российским неправосудием. В своем интервью "Свободе" она говорит, что уговаривала мужа уехать, как только поняла, что его посадят, а он не верил в угрозу; на первом же свидании в тюрьме он признался, что совершил ошибку. "Больше дискуссий на тему "ехать - не ехать" мы не ведем. Для нас это вопрос решенный", - говорит Ольга Романова.
Но речь в интервью идет не только о личных мотивах Ольги и ее мужа. Проблема поставлена шире: из России уезжают, потому что в ней "не работают социальные лифты", талантливому человеку пробиться в верхи общества невозможно, да это никому и не нужно - государство, по мнению Романовой, подталкивает к эмиграции амбициозную молодежь, ему просто не требуется столько населения "для обслуживания нефтегазовой трубы", а больше в России делать нечего. Ольга особо подчеркивает, что имеет в виду не погоню за материальным благополучием - оно возможно и в России. А вот самореализация невозможна.
Противоположная позиция у молодого программиста Владимира Ермакова. Он с 13 лет жил в США, получил там образование, а теперь решил вернуться. "Я идеалист, - говорит он. - Мне хочется быть полезным стране, где я родился". Его огорчает, но не останавливает политическая реальность: "В профессиональном плане у меня нет ограничений из серии "с кровавым режимом не сотрудничаю". При этом он все же рассчитывает найти применение своим знаниям в политически нейтральной сфере и уже нашел - сотрудничает с неправительственной организацией "Карта помощи". Рассуждения Ермакова нарочито аполитичны. "Мы скучаем по родине и любим ее, - говорит он о таких же, как он, возвращенцах. - Это сильнее материального благополучия. А еще - мы страшные авантюристы. И многие наши поступки, наверное, можно объяснить тягой к приключениям".
От меня, который свалил 12 лет назад, логично ждать поддержки мнения Ольги Романовой и осуждения искателя приключений. Но я скажу иное.
Поскольку Владимир Ермаков в своем профиле на Фейсбуке в числе своих любимых книг указал "Братьев Карамазовых", сошлюсь на нее и я. Осужденный за убийство Дмитрий Карамазов собирается бежать из-под стражи в Америку: "...приедем - и там тотчас пахать, работать, с дикими медведями, в уединении, где-нибудь подальше... Там, говорят, есть еще краснокожие, где-то там у них на краю горизонта, ну так вот в тот край, к последним могиканам. Ну и тотчас за грамматику, я и Груша. Работа и грамматика, и так чтобы года три. В эти три года аглицкому языку научимся как самые что ни на есть англичане. И только что выучимся - конец Америке! Бежим сюда, в Россию, американскими гражданами". Чтобы беглого каторжника не узнали, "доктор какую-нибудь бородавку подделает, недаром же они механики... а я всю жизнь американца из себя представлять буду". Вот такая у Мити американская мечта.
Достоевский и сам бежал за границу от кредиторов. А вот эмиграцию "за свободой" не одобрял. В 1873 году он прочел в газете сообщение о несостоявшемся побеге в Америку двух казанских гимназистов-третьеклассников. Бегут в Америку, горестно констатирует Достоевский, "старики, отцы, братья, девы, гвардейские офицеры... Винить ли таких маленьких детей, этих трех гимназистов, если и их слабыми головенками одолели великие идеи о "свободном труде в свободном государстве" и о коммуне и об общеевропейском человеке; винить ли за то, что вся эта дребедень кажется им религией, а абсентизм и измена отечеству - добродетелью?" ("Абсентистами" Достоевский называл российских подданных, постоянно живущих за границей. Он осуждал их за неучастие в делах родины.) Вон как - измена отечеству!
У Достоевского не было проблем с загранпаспортом, а у Пушкина были. Он писал брату:
Святая Русь мне становится невтерпеж. Ubi bene ibi patria. ("Где хорошо, там и родина".) А мне bene там, где растет трин-трава, братцы. Были бы деньги, а где мне их взять?.. таков я в наготе моего цинизма.
А это из письма Вяземскому:
Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и бордели - то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне "Онегина" я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно - услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится - ай да умница.
Ишь русофоб! А что ж тут плохого или циничного? - спросим мы. Да ведь и вернулся бы, погуляв по театрам и борделям, - имения не было, чтобы жить за границей.
Маяковский, пообещавший парижанке Татьяне Яковлевой: "Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем", - и из-за этого ставший невыездным, мечтал о времени, когда человечество будет "жить единым человечьим общежитьем".
Сегодня, когда Россия открыта миру гораздо больше, чем прежде, нелепо изображать отъезд каким-то бесповоротным переходом через Рубикон. Границы страны так проницаемы, что российским властям просто неизвестна статистика "тихой эмиграции".
Сегодня в мире уже миллионы людей, родившихся в одной стране, учившихся в другой, работающих по всему миру и просто не понимающих всей этой фофудьи квасного патриотизма. Пора вернуть гражданские права космополитизму, которым клеймили еще Льва Толстого, считавшего патриотизм вредным суеверием и очевидным злом.
Я искренне желаю Владимиру Ермакову всяческих успехов в России. Одно только закрадывается сомнение. Владимир убежден, что нынешняя российская власть хочет того же, что и он. "У страны сейчас много трудностей, - говорит он. - И все пытаются их как-то решить. Начиная с простых людей и заканчивая президентом. Все ищут решения накопившихся проблем и готовы прислушиваться к новым идеям".
Тут вспоминается другая любимая книга Владимира Ермакова - "Трудно быть богом". Прогрессоры при дворе просвещенного правителя.
И впрямь: почему бы не поработать "буржуазным спецом" при власти? Отчего бы и нет, говорит власть. Этот соблазн (точнее, попытка соблазнения) был очень хорошо заметен во время визита президента Медведева в Кремниевую долину, где он зазывал молодых соотечественников в Сколково. Ни дать ни взять дон Рэба, искушающий дона Румату. Когда один из этих соотечественников стал говорить о том, что хорошо бы российских судей привезти в Калифорнию, чтобы они поучились независимому судопроизводству, президент России отозвался риторической фразой: "Карфаген должен быть разрушен..." Для него независимость судов и в самом деле означает разрушение системы.
Людям в Кремле кажется, что главное - заполучить технологии, которым, дескать, все равно, в какой стране работать. Они не понимают, что на Западе научные исследования организованы иначе: они встроены в социально-политическую систему, а эта система устроена так, что создавать технологии могут только свободные люди. А у Кремля осталась психология шарашек: дай ученому пайку - он тебе изобретет все что угодно.
Напоследок вернусь к английским запискам Карамзина, который с чарующим сарказмом определил разницу между Альбионом и своим отечеством: "Если в Англии позволено дурачиться, у нас не запрещено умничать, а последнее нередко бывает смешнее первого".
Статьи по теме
Изгнанные взаправду
Эмигрант нынче фигура сомнительная, быть эмигрантом немодно, модно быть патриотом. Один литератор недавно укорял своего уехавшего коллегу за то, что он не пожелал трудиться на родине. Мне казалось, такие обвинения вышли из употребления лет 20 назад. А про мои колонки написали в форуме "Граней", что это "оголтелая русофобия". Оголтелая.
Куршевельские кусочки
Чем Михаил Прохоров хуже нефтяных шейхов или африканских диктаторов, коротающих время на Лазурном берегу среди альпийских красот в обществе тружениц эскорт-сервиса? Да он гораздо лучше - во-первых, холост, а во-вторых, дам привез с собой.