Таблица размножения
Печальные обстоятельства Леонида и Надежды Галактионовых, которых органы опеки города Владимира разлучили с трехлетними мальчиками-близнецами из-за отсутствия достаточной жилплощади, произвели эмоциональный взрыв в блогосфере. Такое ощущение, что взрывчатое вещество накапливалось давно.
У Галактионовых много сторонников, но и противников хватает. Спор идет о пределах вмешательства государства в частную жизнь граждан. Те, кто поддерживает решение властей, считают, что родители наказаны за собственную безответственность: завели детей, не имея квартиры и надежного дохода. Их оппоненты говорят, что бедность не основание для принудительной заботы о детях со стороны.
История человечества знает две крайности в этом вопросе. В древней Спарте, вся общественно-политическая система которой была подчинена военным целям, воспитание детей, прежде всего мальчиков, всецело контролировалось государством. "Спартанцы, - пишет Плутарх, - изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы".
В возрасте семи лет мальчика отбирали у родителей и делали из него воина. Дети были собственностью государства. Голод, холод, крайний аскетизм во всем составляли систему воспитания, именуемую спартанской.
В Риме, наоборот, безраздельным правом распоряжаться жизнью ребенка пользовался отец. Он мог отказаться от новорожденного, которого клали перед ним на пороге дома, и тогда младенца убивали или выбрасывали. Это зверский обычай был объявлен преступлением лишь при императоре Александре Севере (222-235). Власть отца - patria potestas - оставалась непререкаемой и по достижении детьми совершеннолетия, вплоть до самой его смерти. Дочь, выйдя замуж, поступала под покровительство мужа. Сын же, независимо от достигнутых им государственных постов и заслуг, был обязан подчиняться отцу, который мог наказать или даже казнить его. Казнь сына была признана убийством лишь при Константине (272-337).
Что делать с детьми бедного сословия, которое не в состоянии прокормить свое потомство? Эта проблема бурно обсуждалась в Англии начала XVIII века. Страна к тому времени стала единственной сверхдержавой, новых высот достигли наука и техника, в обществе распространились идеи гуманизма и филантропии. Казалось, у научного мышления нет преград и при правильной постановке дела можно навсегда избавиться от такого социального недуга, как нищета. Высказывалось, к примеру, радикальное предложение: а не учредить ли акционерное общество (только что изобретенная тогда форма предпринимательства) для управления бедным сословием? Джонатан Свифт написал тогда и опубликовал анонимно памфлет "Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества". Автор пародировал идеи социальных прожектеров и предлагал попросту употреблять в пищу детей несостоятельных родителей: "Один очень образованный американец, с которым я познакомился в Лондоне, уверял меня, что маленький здоровый годовалый младенец, за которым был надлежащий уход, представляет собою в высшей степени восхитительное, питательное и полезное для здоровья кушанье, независимо от того, приготовлено оно в тушеном, жареном, печеном или вареном виде. Я не сомневаюсь, что он так же превосходно подойдет и для фрикасе или рагу".
Сатиру Свифта никто, конечно, не принял за чистую монету; мрачный сарказм автора сочли следствием душевной болезни и общей мизантропии. В 1789 году британский парламент принял Закон о бедных, а спустя девять лет англиканский священник и экономист Томас Мальтус опубликовал свой "Опыт о законе народонаселения", в котором подверг резкой критике меры общественного призрения неимущих. Он обвинил в бедах бедняков самих бедняков, "уклоняющихся от своих обязанностей". Обязанность эта, по мнению Мальтуса, сводится к тому, чтобы "не производить на свет детей до тех пор, пока не имеешь средств для их прокормления и воспитания". Мальтус призывал прекратить всякую благотворительность ("необходимо открыто отказаться от признания за бедными воображаемого права содержаться на общественный счет") и бросить бедных на произвол судьбы ("если он не может прокормить своих детей - они должны умереть с голоду").
Такое крайнее проявление социал-дарвинизма (Дарвин был горячим сторонником Мальтуса) и по сей день имеет своих сторонников. Есть они и в современной России. На фоне разговоров о принудительной стерилизации предложение "изымать детей" из семей не желающих трудиться сельских жителей выглядит даже гуманно.
Тем временем множатся сообщения о том, как власти отбирают детей у активистов оппозиционных движений по политическим мотивам, фабрикуя заключения о безнадзорности и антисанитарных условиях.
Случаям простого вымогательства со стороны представителей опеки и врачей просто нет числа. А в Петербурге детей на полгода отобрали у матери из-за задолженности по квартплате, и в ноябре суд будет решать, вернуть ли их домой.
Все это в конечном счете составная часть более широкой дискуссии о ювенальной юстиции, нормативная база которой уже создана, внесена в Госдуму и находится в процессе обсуждения.
Настроения близки к паническим: в хоре противников ЮЮ явственно слышны православно-патриотические ноты, планы введения системы ЮЮ объявляются происками Запада, а то и кознями самого дьявола.
Быть может, нет в сегодняшней России другой темы, которая демонстрировала бы с предельной ясностью, до какой степени граждане разуверились в своем государстве. Никто ни минуты не сомневается, что детей будут отбирать под ложным или вздорным предлогом, что власть под видом заботы о детях создает новый инструмент репрессий и новый механизм коррупции. И наконец: неужто государство так-таки и не виновато в том, что у Леонида Галактионова нет работы, а его семейство впятером живет в 11-метровой комнате общежития? И разве в бедных семьях не бывает счастливых детей?
Статьи по теме
Средства химзащиты детей
Уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов выступил за химическую кастрацию педофилов. Принятию такого закона, по мнению Астахова, препятствует наличие могучего лобби в Госдуме: "И я задаю себе вопрос: а не существует ли у нас педофильское лобби?.. Думаю, я недалек от истины". Горькую истину о педофильском лобби подтвердила вице-спикер Госдумы Любовь Слиска: "Есть серьезные противники, которые действительно мешают заниматься этими проблемами. Я подтверждаю".
Насильно мило
Изнасилование воспринимается общественным сознанием амбивалентно. Оно, с одной стороны, отвратительное уголовное преступление, а с другой – как бы ничего страшного. Ну, действительно, жива ведь девушка, руки-ноги на месте – и нормально, переживет. И неприятен даже не сам факт существования вот этого подхода-2, а степень его распространения. Она показывает, до какой степени у нас здесь, в блогосфере по крайней мере, средневековье и варварство.
Детям - мораторий, Астахову - цветы
Американские семьи, ждущие приемных детей из России, в шоке - боятся моратория. В настоящее время на разных стадиях находятся дела об усыновлении примерно 3500 российских детей американцами. Неужели все они станут заложниками политических амбиций Павла Астахова и зоологического антиамериканизма бульварных листков?
Переход к детствиям
Теперь защита детей вступила в новую фазу. У Сергея Пчелинцева в городе с многообещающим названием Дзержинск отобрали троих детей: трехлетнего сына, двухлетнюю дочку и полугодовалую. Доход семьи, видите ли, составляет всего 350 долларов. Чиновники явились в дом с милицией и, более того, с журналистами.