Спор на непустом месте
Если бы 12 сентября 2001 года кто-то сказал, что в двух кварталах от развалин Всемирного торгового центра будет стоять мечеть, его сочли бы безумцем. Но не прошло и девяти лет - и вот извольте: проект обрел вполне реальные черты, и вопрос обсуждается как вполне правомерный.
Боль притупилась? Конечно. Изменилась атмосфера в стране? Еще как. "До тех пор пока американские войска находятся хоть в какой-то мусульманской стране, возражения американцев против строительства мечети рядом с Эпицентром (Ground Zero) будут лицемерием", - пишет в ЖЖ англоязычный юзер с юпиком в виде портрета Карла Маркса. Или вот еще замечательный аргумент: "Это имеет такое же отношение к 11 сентября, какое взрывы клиник, где производятся аборты, имеют к христианству".
Здание, на месте которого планируется построить исламский центр, - Park51 - сильно пострадало от теракта 11 сентября: на него упали шасси и обломки фюзеляжа самолета, разрушившего южную башню ВТЦ. Владелец долго пытался продать то, что от него осталось, но заломил слишком высокую цену. В июле прошлого года покупатель наконец нашелся, но цену пришлось скостить более чем втрое.
Здание с участком под ним купил застройщик Шариф эль-Гамаль. Одним из инвесторов стал имам Фейсал Абдул Рауф, который пользуется репутацией умеренного мусульманского лидера и призывает своих единоверцев к диалогу с Западом. Абдул Рауф и стал отцом проекта. На месте полуразрушенного пятиэтажного строения планируется возвести 13-этажный культурный центр с рестораном, библиотекой, бассейном и мечетью, способной принять полторы-две тысячи верующих одновременно.
Первоначальной реакцией многих американцев на эту новость стало то, что одна из моих знакомых по ЖЖ назвала knee-jerk reaction - "коленный рефлекс": надругательство над памятью жертв, прославление убийц - в общем, глумление над трупами в особо циничной форме. По здравом размышлении стали искать юридические препятствия. Таковых нашлось только одно - историческая ценность здания. Оно действительно уже 20 лет значится в кандидатах на звание памятника архитектуры. 3 августа нью-йоркская городская комиссия по достопримечательностям, заседавшая в обстановке сильного давления с обеих сторон, приняла единогласное решение, что здание ценности не представляет, его можно сносить.
Последней зацепкой осталось смежное с Park51 здание, без приобретения которого снос и строительство невозможны. Собственник его - компания Consolidated Edison. Сделка пока не завершена. В принципе Edison может назвать запредельную цену, но инвесторы мусульманского центра уже заявили, что деньги для них не проблема.
По случаю решения комиссии мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг произнес речь, в которой напомнил об эксцессах религиозной нетерпимости со стороны городских властей в прошлом - о дискриминации евреев, квакеров, католиков. "Мы покривили бы душой как жители Нью-Йорка и как американцы, если бы сказали "нет" мечети в Нижнем Манхэттене", - сказал мэр. Кроме того, Блумберг говорил о юридической несостоятельности претензий к инициаторам проекта: как частные собственники они в своем праве, а уважение права частной собственности - такая же ценность американской демократии, как и свобода вероисповедания.
Взоры обратились к президенту, и он не стал отмалчиваться. В пятницу в Белом Доме на ужине ифтар по случаю начала рамадана Барак Обама изложил собственную позицию. "В далеком прошлом, - заявил он, - у нас возникали разногласия из-за строительства синагог и католических церквей. Но раз за разом американский народ неизменно демонстрировал способность преодолевать подобные разногласия, не изменяя нашим коренным ценностям, и только от этого становясь сильнее. Так же должно быть - и будет - и сейчас".
В правовом отношении мнение главы государства ничего не меняет: он не имеет власти ни запретить, ни разрешить строительство исламского центра. Но вопрос приобрел явную политическую окраску, и в качестве вождя Демократической партии президент просто обязан был высказаться.
Конечно, по большому счету Обама и Блумберг правы, но надо еще убедить в своей правоте американцев, значительное большинство которых против проекта. Они ведь не спорят с правом на свободу религиозных убеждений или на отсутствие таковых. Они говорят о бестактности размещения мечети в непосредственной близости к месту гибели жертв исламского терроризма. Но им отвечают: именно потому, что вам неприятно, вы и должны согласиться.
В этом весь смысл терпимости: терпеть не означает любить или соглашаться.
Или вот аргумент об умеренном, миролюбивом исламе. Мечеть, говорят ее защитники, будет суфийской, а это совсем не радикальный ваххабизм. Отвечают им так: "Я тоже хочу жить в том мире, в котором вы окажетесь правы, и никакая это не провокация и не памятник, а мирный культурный центр. Но потом я вспоминаю о тех евреях, которые говорили о культурных немцах и поэтому оставались в своих местечках". Аргумент наотмашь! Попутно выясняется, что Нижний Манхэттен - это частный случай, а на самом деле борьба кипит повсюду: "Cordoba House (название будущего центра. - В.А.) - это одна из трех мечетей намеренных построить в Нью-Йорке. Еще одна, на Стейтен-Айленд, была отбита католической общиной. Это наша победа, т.е. победа католиков острова. Ещё одна в микрорайоне Бруклина Шипсхэд-Бей. Сейчас вовсю идет борьба местных жителей против ее строительства. Люди собирают деньги, нанимают адвокатов, устраивают митинги и шествия. Четвертая мечеть намерена к строительству в Бронксе..." Из этого рассказа спорящие делают ровно противоположные выводы: а) ислам наступает по всему фронту, необходимо остановить его любой ценой; б) мусульманам не дают строить мечети нигде, это несправедливо и недостойно американцев.
Конечно, проект Абдула Рауфа - это вызов, в том числе испытание на прочность краеугольных принципов американской демократии. До вчерашнего дня была надежда, что инициаторы проекта проявят благоразумие и деликатность. Губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Патерсон намеревался предложить им другой участок для строительства, на земле, принадлежащей штату. В ответ, правда, сразу же появилось возражение, что в США церковь отделена от государства - стало быть, ни о каких культовых зданиях на земле штата речь идти не может. Но речь об этом и не зашла, потому что инвесторы отказались встречаться с Патерсоном.
В накалившейся атмосфере глотком свежего воздуха стал голос генерального директора арабского спутникового телеканала "Аль-Арабия" Абдула Размана Ар-Рашида. В статье, опубликованной в лондонской арабской газете "Аль-Шарк аль-Аусат", он пишет, что мечеть в Нижнем Манхэттене просто не нужна: это нежилой район, и заинтересованы в проекте исключительно инвесторы. Мусульмане Нью-Йорка, по словам Ар-Рашида, понятия не имели о планах возведения мечети, покуда не вспыхнул ожесточенный спор, и характерно, что мусульмане в этом споре не участвуют. Ар-Рашид предсказывает, что для части мусульман мечеть в таком месте неизбежно станет мемориалом погибшим террористам, а для исламофобов - объектом нападок.
Иными словами, вместо центра примирения и толерантности в Нью-Йорке появится новый очаг напряженности. На законных основаниях.
Статьи по теме
Виват, Швейцария!
Да здравствует Швейцария и ее прямая демократия - не ложнодемократическое царство политиков и политиканов. Народ - население - решил, что минаретов много им не надо. Сколько есть, столько и хватит. И никакое это не нарушение прав человека, а именно их полное торжество.
Зачем вы, девушки, никабы любите?
И вот настал долгожданный миг: в Западной Европе запретили хотя бы намордник, то есть, простите великодушно, никаб. Начало положено, и дай Бог, это не последний запрет. Трудящиеся Запада начали учить трудящихся Востока общественным приличиям и гражданским свободам.
Нет, ты нарочно!
Я так думаю, что обижаться резонно лишь на то и на тех, кто обижает тебя сознательно. На неловкость или бестактность обижаться неправильно – это непрактично и глупо. О различии культур и традиций тоже нельзя забывать.
Это мы нетерпимые?!
Что-то мусульмане в последнее время разнервничались, больно обидчивы и ранимы стали. Впечатление такое, что ищут малейшего повода для раздора с христианами. Очевидно, что и нынешняя история с лекцией папы римского, в которой он якобы оскорбил ислам, - дело рук политических мошеников.
Запад есть Запад
Мысли свободны. Право высказывать их – вот символ веры цивилизованного человека. Универсальная религия. К этому должно приучать "меньших братьев", коих и среди аборигенов Запада большинство.